История ролевых игр II: шахматы

Мы продолжаем публиковать статьи об истории ролевых игр за авторством Павла Берлина, так же известного как Snarls-at-Fleas. Разумеется с разрешения самого автора. Если вам нравится контент Снарлза, то подписывайтесь на его Телеграм-канал!


 

С запозданием подумал, что этот цикл статей все же стоило назвать предысторией ролевых игр, поскольку я планирую завершить его на появлении первой из них: OD&D. Но по выражению одного уважаемого должностного лица начала I века нашей эры Quod scripsi, scripsi. Потому продолжим.

Люди с незапамятных времен играли в различные настольные игры. Многие из них были связаны со случайными шансами (различный игры в кости) или с абстрактым моделированием сражений. Из последних наиболее известна игра, которую в настоящее время называют шахматами. В древности она была известна под разными названиями и претерпела много изменений, прежде чем дойти до нас, но суть сохранилась: доска, различные фигуры и король, потеря которого означает проигрыш. Игра, судя по всему появилась в Индии, а затем попала в Европу во время завоевания Испании мусульманами. В последующие годы она стала настолько популярна, то практически вытеснила многие аналоги (например, римскую latrunculi).

Шахматы всегда считались игрой, полезной для «правителей и полководцев». Более того, существовало мнение, что они зародились, как игра, обучавшая полководцев военному делу. В фигурах видели четыре ветви древнеиндийской армии (пехота, конница, боевые слоны и колесницы), а король был полководцем. Естественно, далеко не в одну голову приходила идея вернуть шахматым былое предназначение. Я не буду описывать всю историю этих попыток, а остановлюсь на одной, которая была, наверное, самым серьезным шагом к игре, способной симулировать военный конфликт. Слово Kriegsspiel (военная игра или wargame) использовалось и в более ранних версиях (например в игре 1770 года Neues Kriegsspiel, oder verbessertes Schachspiel т.е. «Новая военная игра или улучшеннные шахматы»), но именно версия о которой пойдет речь ниже, внесла достаточно изменений, чтобы ее можно было назвать действительно новой игрой.

Ее автора звали Иоганн Кристиан Людвиг Хеллвиг и он преподавал различные науки в Брауншвейге (в том числе весьма высокопоставленным особам). Первую версию игры он выпустил в 1780 году под названием «Попытка создания тактической игры на основе шахмат, в которую могут играть два и более игрока» (Versuch eines aufs Schachspiel gebaueten taktischen Spiels von zwey und mehrern Personen zu spielen). В названии еще нет слова Kriegsspiel, но оно постоянно используется в тексте. Версия от 1803 года уже назвается Das Kriegsspiel. Для самого Хеллвига эта игра была не более чем эпизодом в его богатой достижениями жизни. Он преподавал естественные науки и математику (в том числе самому Карлу Гауссу), а его коллекция насекомых стала основной богатейшей экспозиции в Берлинском университете. Вероятно, он бы очень удивился, что мы вспоминаем его именно в связи с этой игрой.

Однако, эта игра стала очень важным этапом в развитии военных игр, поскольку Хеллвиг внес в нее множество новшеств, которые резко отделяли ее от прочих попыток изменить шахматы. Во-первых, его доска уже не была заполнена абстрактными двухцветными клетками. Цвета стали иметь значение: белый для ровной местности, красный для гор, зеленый для болот, а синий для воды. Горы были непроходимыми, а через воду надо было строить понтонные переправы. Также в клетках могли располагаться города и деревни, а также возводиться и уничтожаться фортификации. Доска была гораздо больше шахматной: Хеллвиг рекомендовал использовать доску 49 х 33 клетки (1617 клеток) и даже в 1803 году выпустил набор из 2000 кубиков с гранями разного цвета, из которых можно было сложить любую карту по желанию игроков. Пожалуй, это можно назвать первым коммерческим акессуаром для варгейма, который продавался за скромную сумму в десять пистолей (золотых монет той эпохи). Если этого было мало (или много) в продаже были и другие варианты полей сражений.

Уже в 1782 году Хеллвигу было известно об игроках, которые с помощью его игры воссоздали Битву при Крефельде — важное для Брауншвейга сражение времен Семилетней войны.

Кроме доски, Хеллвиг изменил фигуры, стараясь привести их в соответствие с военной доктриной своего времени. Слоны и ладьи стали конницей, пешки и кони (из-за небольшой скорости) — пехотой. Добавились и новые фигуры — «элефант», «прыгающий ферзь» (в смертоносный арсенал которого добавился еще и ход коня) и т.д. Поскольку игроки были вольны располагать фигуры на доске на свое усмотрение, в наборе их было гораздо больше, чем в обычных шахматах.

Также фигурам была присвоена сила по количеству доступных способов хода (1 для коня или ладьи, 2 для ферзя и других новых фигур, 3 для прыгающего ферзя). Сила не учитывалась в противостояннии фигур (здесь было все как в шахматах), но влияла на осады.

Однако, в более новой версии 1803 года Хеллвиг полностью отказался от шахматных фигур и ввел в игру гренадиров, легкую и тяжелую кавалерию и три варианта пушек. Полностью изменилось движение фигур и структура хода (игороки по очереди двигали одну фигуру и разыгрывали конфликт с вражескими фигурами в пределах досягаемости), добавилась стрельба, причем для ее эффективного использования требовалось атаковать с фланга, а значит у фигур появилось направление (facing) и т.д. Пушки могли разрушать города, деревни и фортификации. В игре было множество сложных правил, рассказывать о которых здесь просто не имеет смысла: наведение мостов, линии снабжения и связи, вариант для четырех игроков, объединение юнитов для совместного передвижения и многое другое, что мы видим в более поздних варгеймах, вплоть до тех, которые выходят уже в наше время.

Публикация игры 1803 года породила целую волну кригсшпилей, многие из которых без сомнения достойны изучения. Однако, несмотря на то, что игра Хелллвига носила название Das Kriegsspiel, чаще под этим названием известна совсем другая, несколько более поздняя игра.

Продолжение следует в следующей статье:
История ролевых игр III: Кригсшпиль