История ролевых игр VI: штабные варгеймы и роленшпиль

Мы продолжаем публиковать статьи об истории ролевых игр за авторством Павла Берлина, так же известного как Snarls-at-Fleas. Разумеется с разрешения самого автора. Если вам нравится контент Снарлза, то подписывайтесь на его Телеграм-канал!


 

Как я уже сказал, в период двух мировых войн развлекательные варгеймы не были массовым явлением. Это не означает, что их не было вообще. Та же самая компания Британа, о которой я писал в статье про миниатюры, пыталась выпустить нечто подобное упрощенному кригсшпилю со своими солдатиками. Есть много примеров игр, которые в течение довольно долгого времени вели разные люди в самых разных странах. В них вводилось множество новшеств — вроде особых правил для действий флота, летавших на проволоке самолетов и окружавших их сложных политических игр вымышленных государств. Многие из этих игр велись годами и оставили обширные воспоминания участников и очевидцев. Однако, большой популярности развлекательные варгеймы в то время еще не приобрели.

Напротив, штабные варгеймы развивались и постепенно менялись. Их целью было обучение офицеров и политиков принятию решений в (около)военных ситуациях, а не совершенствование знания ими правил. По этой причине правила сначала стали прерогативой рефери, который использовал их для оценки «заявок» игроков, а затем и вовсе стали исчезать, оставив оценку на усмотрение опытного офицера, который руководил моделированием конфликта.

Развитие компьютерной техники привело к попыткам возложить моделирование и оценку действий офицеров на компьютер. Например, задуманный в 1945 и завершенный в 1958 году «Navy Electronic Warfare Simulator» представлял собой огромный комплекс в три этажа, на которых были расположены как аналоговые компьютеры, обеспечивавшие симуляцию, так и несколько командных центров для большего «погружения» в реалии действий флота. Как любой проект, реализация которого заняла более десяти лет, NEWS устарел еще до завершения (он начался в эпоху аналоговых компьютеров, а закончился уже тогда, когда миром правила цифровая техника), но тем не менее использовался много и часто.

Но в середине ХХ века в военном деле появился новый фактор — ядерное оружие. Масштабы поражения были такими, что учитывать этот фактор в традиционном варгейме было очень сложно. Авторы и рефери существовавших тогда развлекательных варгеймов либо вообще не использовали ядерное оружие, либо сильно занижали его мощность, либо отшучивались (например, предлагая считать, что ядерный удар уничтожает все юниты в радиусе 8 футов т.е. и те что не на столе или выдать каждой стороне по настоящей осколочной гранате для моделирования ядерного оружия). Однако, для штабных игр такой подход не годился и они вновь начали меняться.

В 1964 году один из чиновников Объединенного комитета начальников штабов США описывает игры, которые судя по всему к тому времени были достаточно обычным для военных явлением. Участники игры брали на себя роли нескольких влиятельных на мировой арене фракций («обычно правительств, но иногда и других фракций»), которые действовали в мире, где на них влияли множество других факторов. Непосредственные боевые действия отошли на задний план. Что интересно, описывая эту игру, автор использует термин «ролевая игра», причем таким образом, будет этот термин всем знаком и все объясняет. До выхода самой первой редакции D&D еще десять лет, да и в ней, как мы помним, не будет никаких упоминаний о ролевых играх. О чем же речь?

Как и термин «военная игра» (варгейм) термин «ролевая игра» пришел в английский язык того времени из немецкого. Австрийский психолог Джейкоб Л. Морено изобрел метод групповой психотерапии, который назвал «психодрамой». По его мнению, все люди в своей жизни играют различные роли — жены, мужа, родителя, ребенка, начальника, подчиненного и т.д. Те, кто эти роли играет хорошо — более успешны и счастливы в жизнь. А тех, кто играет их плохо, можно научить играть лучше. Для этого была изобретена «ролевая игра» — Rollenspiel. Идея заключалась в том, чтобы создать своего рода, как сказали бы сейчас «сейфспейс», в котором отсутствуют последствия неудач и где люди смогут спокойно разбирать свои ошибки и нарабатывать полезные в жизни навыки. В 1925 году Морено переехал из Австрии в США и стал переводить свои работы на английский. Термин «ролевая игра» впервые появился в 1943 году и является, по его собственным словам, прямым переводом его же термина Rollenspiel.

Идея быстро приобрела популярность и стала использоваться в разных областях терапии и обучения. Лично я столкнулся с ней в конце 1990-х именно в таком виде, понятия не имея ни о каких настольных ролевых играх. Мы видим примеры, очень похожие на знакомые нам НРИ, в варгеймах 1960-х, которые от боев больших батальонов переходили к действиям малочисленных хорошо подготовленных групп. Один из авторов даже пишет, что невозможно отдать правильный приказ и выиграть, не прочувствовав то, что происходит на поле боя, не погрузившись в эту атмосферу.

Однако, хватит о настоящих войнах. В следующей статье мы поговорим о буме развлекательных варгеймов, о том, как в некоторые из них проникли идеи ролевой игры и что из этого получилось.

Продолжение следует в следующей статье:
История ролевых игр VII: Avalon Hill и Diplomacy