Самый важный вопрос в игре – «Почему?»

Автор статьи: John Arcadian

Оригинал статьи: //gnomestew.com/the-most-important-word-in-your-game-is-why/

Пересказ: Konstructor

В двух словах: автор акцентирует внимание на том, что задать вопросы «почему?» или «зачем?» будет не лишним в большинстве ситуаций в игре, причем как ингеймово, так и метагеймово. Ответы на эти вопросы помогут ГМу понять, как поменять игру и ее элементы, как наладить контакт с игроками, как сделать игру лучше для игроков. Именно из этого вопроса проистекают все остальные типа «как?», «когда?» и т.д.

[прим. ред. – в оригинале используется слово «why», которое можно перевести и как «почему» и как «зачем», поэтому в тексте я буду использовать оба варианта]

Автор постулирует, что вопрос «Зачем?» является краеугольным камнем работы ГМа, во многом отделяя хорошую игру от посредственной. Конечно, есть другие важные вопросы, но они следуют за «Зачем?» как за лидером.

В целом, автор выделяет три основных функции вопроса «Зачем?».

  • Он придает смысл и целостность всему происходящему в игре, и ингейм, и метагейм.
  • Он позволяет наладить контакт как с игроками, так и с их персонажами.
  • Он служить отправной точкой к другим вопросам.

Разберем каждый пункт.

 

События игры

Когда в игре происходит некое событие или цепочка событий, то к нему можно задать три типа этого вопроса – зачем это происходит в игре (с метагеймовой точки зрения), почему это происходит в сюжете (с ингеймовой точки зрения), почему это происходит таким образом и в этом месте. Автор разбирает все эти вопросы на примере боевого энкаунтера, выброшенного по таблице случайных встреч.

Зачем вообще нужен этот энкаунтер? Что игра и игроки получают от него? Возможно, вы хотите дать игрокам немного экспы или снаряжения, протестировать способность игроков работать в команде или свои собственные способности, а может быть просто для удовольствия игроков. Отвечая на эти вопросы, ГМ может подкорректировать энкаунтер согласно его целям, например, поменять какие-то параметры противников, или помочь создать ситуацию, в которой один из персонажей сможет блеснуть своими умениями. Спросите себя, почему игрокам понравится именно этот энкаунтер, а не какой-то другой, возможно он добавляет новые сюжетные элементы в историю или помогает раскрытию персонажей. Отвечая на эти вопросы, вы сможете дать игрокам более увлекательный опыт.

Почему этот энкаунтер произошел с ингеймовой точки зрения? Конечно, вы просто выбросили по таблице, что будет нападение бандитов и волков, но вы можете придать ему больше смысла, задавая вопросы.
Почему волки и бандиты работают вместе? Возможно, бандиты приручили волков или они просто случайно оказались тут одновременно.
Почему они напали на партию? Они казались неопасными или бандиты заметили какой-то ценный предмет у них в руках? Возможно, бандиты и волки голодают, намекая, что в этих землях происходит что-то нехорошее, и теперь игроки узнают об этом от допрошенного бандита.
Почему у бандитов при себе было именно это снаряжение? Допустим, партия получила свои 12 золотых и 2 свитка идентификации – а почему? Может быть, их послали найти какой-то магический предмет и вручили свитки для его определения, о чем можно узнать из записки, привязанной к свитку.

Почему энкаунтер произошел именно так и именно здесь? Если вам нужны летающие кобольды у входа в подземелье, то почему они тут находятся? Возможно, это их храм или они просто верят в этом. Почему они снаружи, а не внутри? Может быть, это место священно и им нельзя туда входить, ну или там какая-то магическая печать на двери.

 

Общение с игроками

Когда персонажи игроков совершают некое действие, стоит спросить их, зачем они это делают, снова на двух уровнях, ингеймовом и метагеймовом.

Допустим, игрок подробно описывает, как намасливает веревку и привязывает ее к стреле, самое время спросить, а чего он хочет достичь? Оказывается, он хочет попасть в гигантскую сову и поджечь веревку, чтобы она вспыхнула как фонарь, – уже хорошо, вы понимаете почему он это делает. Но почему он хочет расправиться с совой именно таким образом? Возможно, он думает, что сова куда крепче, чем 5 хитов, которые у нее на самом деле. А может быть он хочет вызвать панику на поле боя, когда над ним начнет летать этот пернатый фаербол. Теперь вы можете решить, как поступить, – сработает ли этот план? Стоит ли убить сову стрелой (ведь у нее всего 5 хитов) и разрушить план игрока?

Еще один слой в этом примере, это вопрос, почему игрок описывает свое действие так подробно? Возможно, у игрока был плохой опыт игры в другой компании, где придирались к каждому слову, и теперь вы можете установить с ним более доверительные отношения.
Особенно важно задавать вопрос, когда игрок начинает создавать проблемы, ведь ответ «я играю так, как поступил бы мой персонаж» — это на самом деле не ответ. Действительно ли этот персонаж такой и стоит ли ему тогда быть в партии? А может быть сам игрок получает удовольствие, внося хаос в игру, тогда стоит узнать, устраивает ли это других игроков, устраивает ли это вас или вам пора распрощаться? А может быть, вы неправильно поняли ситуацию и нужно уточнить происходящее дополнительными вопросами. Вопрос «почему?» позволяет вам увидеть более глобальную картину.

 

Новые вопросы

После вопроса «зачем?» обычно следуют другие вопросы, но они нужны, что действительно понять, что делать с каким-то элементом игры. Допустим, игроки нашли записку на свитке идентификации, но что это значит для игры? Это просто небольшое украшение, не влияющее на дальнейшую игру, или это возможный сайд-квест? И если так, то как показать это игрокам? Например, можно добавить в записку деталей, из которых явно следует, что поиск бандитами магической золотой швабры никак не связан с основным квестом партии по возвращению священной короны, которая светится в темноте.

Вопрос «почему?» — это то место, где вы переходите ко всем другим вопросам, которые вы еще не задавали ни себе, ни игрокам, и где вы решаете, что и как показать дальше.

 

В целом, вопросы «почему?» и «зачем?» — это мощный инструмент, открывающий все остальные вопросы, связанные с тем или иным элементом игры. Он позволяет вам отступить назад и посмотреть на картину в целом. Он также помогает вам решить, на чем стоит сосредоточить свое время и усилия. Это может показаться элементарным, вообще-то так оно и есть, но всем нам время от времени нужно возвращаться к основам и заново изучать фундаментальные вещи.

[прим. ред. – есть мнение, что самый главный вопрос как в науке, так и в НРИ, — это не «почему?», а «почему бы и нет?»]