Несколько идей по поддержанию длительного кампейна.
![](http://ic.pics.livejournal.com/svolod_gm/40104644/43975/43975_300.jpg)
Среди тем, которых мне накидали для потенциальных постов, была «Как не дать сюжету кампейна загнуться».
Попробую сформулировать свои мысли на эту тему.
Предисловие
Прежде всего, давайте вообще посмотрим, из-за чего игры загибаются?
Потеря интереса. Первая и, как мне кажется, основная причина прекращения кампейна. Кому-то из ключевых участников, которых нельзя заменить (чаще всего это мастер, как ни печально) становится скучно.
Жизненные обстоятельства. Либо кто-то переезжает, либо уезжает в отпуск, либо заводит ребенка, либо еще тыща причин.
Внутренний конфликт. Игровая группа умудряется переругаться между собой на почве игры (речь не о персонажах, а об игроках и/или мастере), и этот конфликт делает дальнейшую игру если и не невозможной, то, как минимум, противной.
Идея себя исчерпала. Возможно, сюжет доигран, а главная угроза – устранена, или персонажи достигли капа уровней. Но не обязательно – если хочется играть, то можно и сиквел замутить, и без накопления опыта приключаться. А вот когда персонажи и ситуация себя исчерпали – все, тушите свет.
И если вторая причина неконтролируема, а третья слишком многогранна, то с первой и четвертой вполне можно работать – чем мы собственно, вскоре и займемся.
Кстати, я совершенно не уверен, что тащить кампейн до бесконечности – это хорошо. Мне самому все достаточно быстро надоедает, так что я приверженец техники «сыграли 10 сессий – переключились на что-то другое».
Однако, оглядываясь назад, я могу сделать однозначный вывод, что самыми клевыми играми, которыми я горжусь больше всего, были именно длинные, на несколько лет в реал-лайфе саги. Хотя, откровенно говоря, зачастую волочить их было непросто 🙂
Методы
Ну ладно, допустим, что мы решили максимально долго играть в одну и ту же игру. Что мы можем сделать для того, чтобы это получилось?
Постоянно внедрять что-то новое. Любая статика убивает интерес. Постоянно вносим в игру что-то свежее. Это вовсе не обязательно должен быть полный переворот. Сохраняя стилистику и жанр, меняем детали. Другие противники, антураж, типы задач и препятствий. Можно попробовать альтернативную или экспериментальную механику. Предложить игрокам сменить персонажей. В общем, регулярно «перетряхиваем» кампанию, так она не потеряет свежесть новизны.
Активно вовлекать игроков. Смотрим, что нравится нашим игрокам, и, если не против, стараемся сделать этого «чего-то» побольше. На длинной дистанции это становится особенно важно – чем дольше играем, тем критичнее создание комфортного, интересного «поля», ибо то, что народ на нескольких сессиях может и перетерпеть, при долгой игре непременно вылезет. Советую вообще регулярно проводить с игроками общие беседы в духе «а как оно» – так можно вовремя заметить угасание интереса или зреющий конфликт.
Найти свой интерес. Но, на самом деле, главная проблема – это поддержание вовлеченности ведущего, а не игроков. Практика показывает, что игроки как раз обычно готовы водиться до бесконечности, а вот мастер выгорает быстро. Так что, если хотим эпической игры – неистово ищем свой кусок фана. Причем концепция «хочу поиграть в новуюу систему / сеттинг» работает очень недолго. Я обычно придумываю себе серию каких-нибудь «мастерских челленджей» и один за другим их реализую. Все, что угодно – от «провести сессию без подготовки» до «придумать интересную боевку по правилам ХХХ».
Влить свежую струю. Хороший способ освежить кампанию – это на пару сессий поменяться местами с одним из игроков. Правда, сам я такое жуть как не люблю, но для многих этот совет может быть полезным. Можно несколько обновить обстановку и путем добавления нового игрока (или замены существующего), или смены формата / места встреч.
Сделать паузу. Если устали – пробуем «заморозить» игру на некоторое время, а потом вернуться к ней, когда отдохнем. Советую при постановке на паузу записать все, что сейчас в игре происходит (незавершенные дела, планы партии и противников, активные квесты, важные NPC и т.д.) – не стоит надеяться на свою память.
Сделать «перезагрузку». Ну, а если ничего из перечисленного не помогает – что ж, надо доставать большие пушки. Перекидываем таймлайн на 20 лет вперед. Отправляем партию в другую вселенную. Меняем игровых персонажей на союзников партии. Только такие крайние меры нужно в обязательном порядке согласовать с игроками!
Быть бдительными. Как только почувствуете первые признаки угасания интереса – вмешивайтесь, делайте что-нибудь. Это куда лучше, чем пытаться тянуть «как есть» до последнего, набрать негативных эмоций и похоронить всю затею.
На этом у меня все. Удачи!