Театр разума

В 1938 году Орсон Уэллс напугал Америку своей радиопередачей «Война Миров». Многие запаниковали, поверив, что марсиане в самом деле захватывают Землю. Радио часто называют «театром разума», а Уэллс был мастером в этом жанре.

В некотором роде, ролевые игры — современная версия тех радиопьес. И хотя в них часто используют визуальные средства — карты, миниатюры, схемы или раздаточные материалы — сама суть игры заключается не в них. Настоящая суть игры — в разговорах. Ролевые игры состоят из слов (включая непечатные слова, когда кубики решают, что это сами знают, как определять исход событий). Некоторые формы ролевых игр и вовсе полностью представляют из себя театр разума. Например, на корпоративных и образовательных тренингах часто используются ролевые  сценарии. Игры по почте или через интернет (без виртуального стола) — почти исключительно словесные.

Итак, стоит ли проводить сессии без карт и миниатюр? Полагаться только на разговоры за столом? Попытаться превратить обсуждение в театр разума? Цель этой статьи —не в том, чтобы дать четкие ответы. У меня их нет, и уж точно я не знаю, что будет верно для вас и вашей группы. Я ещё и не первый, кто поднял этот вопрос. В любом случае, давайте посмотрим, какую роль играет наше воображение в игре, раскроем тему для обсуждения. Здорово напоминает игровую сессию, да?

 

Возможные преимущества театра разума

Однажды в колледже я играл в кампанию по Звездному Пути, в которой мы никогда не использовали миниатюры и прочие визуальные вспомогательные средства. Иногда ведущий мог набросать на бумаге схему боевой обстановки, но и все. В некотором роде, то, что мы не использовали фигурки и карты, заставляло нас создавать мир в собственном воображении. Это ни в коем случае не обедняло игровую «реальность». Вот в литературе: книжные герои не становятся менее настоящими только оттого, что нам не дают их портретов. Мы сами создаем их лица и голоса, и благодаря этому, возможно, мы к ним еще больше привязываемся и воспринимаем как настоящих. Для некоторых это — существенное преимущество «театра разума» в ролевой игре.

К тому же, такой подход может помочь ведущему развить свои навыки рассказчика, научиться лучше описывать ситуацию и мир. Без карт и миниатюр ведущий более ответственен за то, чтобы помочь игрокам вообразить окружение. Это тяжелая и ответственная задача, но улучшенные навыки могут пригодиться и в реальной жизни — например, во время собеседования на работу. Кроме того, этот подход может улучшить поведение игроков за столом. Им придется внимательно следить за вашим рассказом, а не сидеть, уткнувшись в телефон.

Театр разума сэкономит вам деньги и время. Не нужно покупать фигурки, тайлсеты или карты местности. Все, что вам понадобится — это несколько кубиков, карандаши с бумагой, и ваше воображение. Отсутствие необходимости приобретать и заботиться о материальных атрибутах экономит время, которое можно потратить на более детальную разработку кампании. Это также убирает проблему с нехваткой фигурки нужного пола или этнической принадлежности.

И, наконец, театр разума может помочь игрокам и ведущим, которые плохо видят или вовсе слепы. Одно это делает такой подход достойным того, чтобы его рассматривать всерьез.

 

Возможные недостатки театра разума

Однако, многие люди (если не большинство) — визуалы, лучше воспринимают то, что могут увидеть. Миниатюры и карты помогают им сконцентрироваться на игре и сделать ее более реалистичной в своем воображении. Для таких игроков чистый театр разума просто не будет работать.

Театр разума может сильно усложнить игры с большим количеством боевки и тактики. В таких случаях, вероятно, лучше все же использовать миниатюры, фишки и хотя бы схематическое изображение карты местности. В таком случае походный порядок, позиции в бою и тактическое перемещение становятся частью процесса планирования.

Театр разума также может не подойти тем, кто склонен отвлекаться. Подобное иногда может случиться с каждым из нас (даже с ведущим, боже упаси). Если ваш разум блуждает, а у вас нет карты и миниатюр, то вернуться в игру, когда наступит ваш ход, будет сложно. Или ведущему придется напомнить вам, что происходит, хотя это и не всегда плохо. И, наконец, карты и миниатюры — это весело. Многим будет не хватать их, если вы от них откажетесь.

 

В заключение

Надеюсь, вы вынесли что-нибудь для себя из этой статьи. Если вы используете много карт и миниатюр, ваши игры могут улучшиться от того, что вы позволите игрокам самим воображать больше разных неписей и сцен. Если же вы ведете чисто словесные игры, то, возможно, карты, фишки или карточки неписей сделают игру более конкретной для ваших игроков.

Я пока для себя не решил, где проходит грань, за которой вспомогательных визуальных материалов уже слишком много; также я не могу пока сказать, какие типы игр получатся особенно хорошо с помощью театра разума.

This article originally appeared on Gnome Stew, The Game Mastering Blog, and is reprinted here in Russian with permission. You can read the original English-language article by John Fredericks at On Theaters and Minds, and check out Gnome Stew’s books on the Engine Publishing website. Gnome Stew, the Gnome Stew logo, and The Game Mastering Blog are trademarks of Martin Ralya. Engine Publishing is a trademark of Engine Publishing, LLC. This article is copyright © 2015 by its original author. All rights reserved.