Обучение с помощью игры

Перевод: Денис Акоста
Корректура: Серафима Агнер
Команда Элскон

gamingintheclassroom

Автор статьи Джим Лоу (Jim Low), гость блога GnomeStew. Он работает терапевтом-преподавателем с детьми с ограниченными возможностями и применяет игровые методики в учебном классе. Вы можете ознакомиться с его работами в блоге Swords and Stationary (англ. яз).

Работа с детьми с ограниченными возможностями была для меня весьма интересным опытом. У них разные сопутствующие заболевания, поэтому немного трудно найти подход, подходящий для всех сразу, однако в одном можно быть точно уверенным: практически каждому нравится игра в какой-либо форме, и, даже если взять во внимание, что они совсем не геймеры — это позволяет мне создавать новые и интересные способы их обучения.

Вся проблема образования по учебному плану (и мало кто из учеников вам об этом скажет, если они уважают своих учителей) заключается в том, что оно выматывает. Учёба на самом деле может быть интересной, даже веселой. Знание приносит понимание и новые перспективы, а возможность высказать своё мнение в классе способствует оживлённой атмосфере. Однако это опустошает. Таким образом, мы приходим к тому, что нам требуется новый опыт, не похожий на то, что мы обычно применяем в классе.

В краткосрочной перспективе обучение по плану может и не быть очевидной проблемой сразу, но уже через несколько месяцев вы сможете увидеть первые признаки недовольства: ворчание, жалобы, вялость и прочее. Иногда они исчезают, и тогда ученики снова становятся увлечёнными, особенно если у них есть врождённый интерес к предмету. Но чаще этого попросту не происходит. Если уроки недостаточно разнообразны (например, каждую неделю повторяется одно и то же), кто может обвинить учащихся в потере интереса, даже если они активно вовлечены?

Вовлечение учеников с помощью игр

Есть множество способов сделать урок интереснее. Можно просматривать видео или слушать песни. Лично я предпочитаю использовать игры как инструмент, чтобы заинтересовать учеников предметом.

На самом деле, иногда незаметно для нас, обучающиеся уже активно используют игры в классе, чтобы придать всему интерес. «Виселица» — это такая же игра, как и шарады. Когда я был в начальной школе, один из моих учителей каждый месяц проводил сессии игры в «Scrabble» (аналог «Эрудита»): класс делили на команды по 4 человека, и каждая команда в свой ход отправляла представителя к доске, чтобы он написал на ней слово. Игра продолжалась в течение последних 20 минут урока, пока не раздавался звонок. Единственным существенным различием между нашим вариантом и настоящей настольной игрой было то, что мы не использовали розданные заранее буквы.

Сегодня, сам будучи учителем, я использую большое количество игр на своих уроках. Кроме настольных игр формата «Распечатай и играй» (PrintnPlay), наподобие Codenames и Dixit, я так же вел ряд ролевых в классе, включая Interface Zero 2.0 (Savage Worlds), Risus, Leverage, Covert Ops, Barebones Fantasy и Atomic Highway (конкретно эта игра является любимой у большинства моих учеников). Сейчас я могу вам сказать, что я не нашел ни единого ученика, который бы сказал: «О, это на самом деле скучно!», когда дело доходило до RPG. Наверно, в каждом из нас живёт игрок.

В любом случае, есть два способа, в которых я использую игры в классе: чтобы создать уникальную среду обучения, и чтобы особенным образом преподавать конкретные концепции. Для ясности и краткости, я сфокусируюсь на первом пути в этой статье и детально опишу второй в следующей.

Превращение обучающих уроков в игры

Некоторое время назад я наткнулся на старую статью, рассказывающую об учителе из Монтаны, который переделывал уроки в игры, чтобы мотивировать детей. По существу, учитель, мистер Никс, поменял классную комнату на среду MMORPG. Он переделывал задания в поиски и просил учеников создать вымышленные личности. Что более важно, он представил обучение в виде весёлого и непредсказуемого приключения.

Мистер Никс не единственный, кто пытался превратить классную комнату в игровую среду. Были так же и другие попытки, такие, как ClassRealm и ClassCraft, которые добавляли слои игры в обучение, и я им аплодирую. Они демонстрируют, что обучение в классе не обязательно должно придерживаться традиционных методов, а может безболезненно добавлять игровые элементы.

Я тоже пробовал раньше что-то подобное. Это было тяжелый опыт для меня в качестве ведущего, было достаточно трудно вовлечь учеников. В качестве системы правил мы использовали Barebones Fantasy — она была достаточно проста для десятилетних. Игроки использовали игральные кости, чтобы решать исход типичных ситуаций, наподобие боя или вскрытия замков. Однако в подземельях были и магические печати: то и дело случайным образом открывались порталы, из которых лезло всё больше монстров. Чтобы убрать магические печати или закрыть порталы, ученики должны были завершить текущую классную работу.

Превращение урока в игру может быть довольно тяжелым, особенно если в классе много человек, но это возможно. Конечно, система нуждается в доработке, дабы угодить учебным планам. Вам также необходимо запланировать, что именно будет частью «игры». Я включал в неё различные задания и личности учителя и учеников. Всё это необходимо связать единой системой.

Вопросы, над которыми придётся поразмыслить:

  • Как учитель заставит учеников погрузиться в воображаемую реальностью?
  • Каким будет процесс продвижения и развития?
  • С какими видами ситуаций и встреч будет сталкиваться персонаж игрока и в каком стиле об этом будет повествоваться?
  • Как игроки будут справляться с заданиями?

Кроме этого, можно каким-либо образом украсить классную комнату для игры. По правде, в этом нет большой необходимости, но оформленный класс поможет ученикам на задних партах дольше оставаться погруженными в игру.

Не дайте себя обмануть — всё вышеописанное действительно утомляет; в то же время, и вы, и ученики будете вознаграждены новым опытом. Игра не только заставляет учеников оставаться вовлеченными, она на самом деле построена на их самооценке и мотивации. Я заметил огромную разницу, когда ученики обучаются в игровой среде, и когда «просто изучают что-то во славу изучения». В последнем нет ничего плохого, как я уже ранее упоминал в статье, у некоторых есть свойственная им мотивация для обучения, но, имея дело с учениками, у которых подобного нет, это может быть жизнеспособным решением.

This article originally appeared on Gnome Stew, The Game Mastering Blog, and is reprinted here in Russian with permission. You can read the original English-language article by Jim Low at  Learning Through Games, and check out Gnome Stew’s books on the Engine Publishing website. Gnome Stew, the Gnome Stew logo, and The Game Mastering Blog are trademarks of Martin Ralya. Engine Publishing is a trademark of Engine Publishing, LLC. This article is copyright © 2016 by its original author. All rights reserved.