Так кому надо было звонить? Обзор The Ghostbusters RPG

Итак, как я уже неоднократно замечал, ролевые игры существуют практически по любой хоть сколько-нибудь популярной франшизе. И на сей раз мы поговорим об «Охотниках за привидениями».

 

Два художественных фильма с Экройдом и Мюрреем, а также продолжающий их сериал (хотя, по утверждению Венкмана, Мюррей сыграл совсем не похоже на него) ворвались в медиа-пространство под шикарную песню Рея Паркера-младшего. В восьмидесятые и девяностые все любили Охотников. Для многих эта любовь не закончилась, и позже был снят гораздо более мрачный и суровый мультсериал «Экстремальные охотники за привидениями», а совсем недавно вышел гендер-бендерный ремэйк фильма, а также порнопародия (сразу в трёх частях) . Возможно, охота на призраков с протонным бластером снова входит в моду…

Так или иначе, в 1986 году (отличный был год!) параллельно с мультсериалом «Настоящие охотники за привидениями» компания West End Games, также известная ролевыми играми по таким франшизам, как «Звёздные Войны», «Байки из склепа», «Люди в Чёрном», «Некроскоп» и «Метабароны», выпустила Ghostbusters: A Frightfully Cheerful Roleplaying Game. Игра оказалась достаточно популярной, и параллельно со вторым фильмом также вышло её второе издание. Что же было внутри?

pbu8zZt4Jf8

Итак, книга предлагает нам поиграть, собственно, Охотником (или группой охотников) за Привидениями. Согласно второй редакции, оригинальные охотники создали брэнд «Ghostbusters International», и теперь каждый, обладающий должным количеством денег, может приобрести лицензию и заняться отловом беспризорных призраков. Так что, партия, собственно, этим и занимается — за неплохие, кстати, деньги.

 

Правила создания персонажа довольно просты. У нас есть четыре атрибута — Мозги (Brains), Мускулы (Muscles), Проворство (Moves), и Крутизна (Cool). Собственно, как можно понять и из названий, Мозги отвечают за интеллектуальную деятельность персонажа, Мускулы — за физическую силу, выносливость и рукопашный бой, Проворство — за скорость бега, умение жонглировать и стрельбу, а Крутизна — за умение бесстрашно смотреть в глаза опасности и сопротивляться ментальным атакам особо злобных призраков. На распределение между атрибутами нам даётся дюжина очков, и не рекомендуется разрешать игрокам вкладывать больше пяти очков в один атрибут (по крайней мере, для стартовых персонажей). Каждый пункт в атрибуте равен одному кубу — соответственно, 4 пункта, к примеру, в Мозгах, формируют дайспул равный 4 кубам, который используется для совершения проверок (об этом — ниже). Затем мы выбираем четыре Таланта (по одному на атрибут). Таланты показывают, насколько персонаж крут в какой-то определённой области (например, в психоанализе, беге, вождении или игре в покер) и дают три дополнительных куба к проверке, связанной с этим Талантом. Таланты распределены между атрибутами неравномерно, больше всего привязано к атрибуту Мозги, меньше всего — к атрибуту Мускулы (возможно, авторы пытались таким образом намекнуть, что это игра про расследования, а не беготню со стрельбой).

 

Также в начале приключения у каждого персонажа есть 20 Очков Брауни (можно перевести как Очки Домового, но я уверен, что авторами подразумевался сладкий шоколадный пирог), которые используются несколькими способами.

Во-первых, они выступают в качестве показателя здоровья персонажа и стираются каждый раз, когда он тем или иным способом повреждён (умереть здесь довольно трудно, обычно все ранения и повреждения рекомендуют демонстрировать в юмористическом ключе и просто отправлять персонажа на несколько недель в госпиталь; кроме того, если ваш персонаж всё-таки погиб, можно играть в то, как его призрак преследует остальную партию), а также стираются в случае менее смертоносных неприятностей вроде привода в полицию за непристойное поведение.

Во-вторых, потраченные Очки Брауни дают дополнительные кубы к дайспулу на любую проверку в расчёте один к одному (но надо заранее заявлять об их использовании, тратить Очки Брауни на переброс нельзя). Далее, можно тратить Очки Брауни как небезызвестные Очки Судьбы, отменяя неприятные события, происходящие с персонажем — чем больше потрачено Очков, тем лучше (но не стоит забывать про отыгрыш: красивое описание того, как ваш персонаж чудом избежал смерти, может возместить часть потраченных Очков). Кроме того, накопив 30 Очков Брауни, вы (с дозволения Мастера) можете повысить на 1 один из своих атрибутов. Когда же у вас закончились Очки Брауни, смерть буквально дышит вам в затылок и кажется, что спасения уже нет, Мастер может разрешить вам перманентно уменьшить на 1 любой из ваших атрибутов и получить взамен 20 Очков Брауни (очевидно, что не стоит этим злоупотреблять).

Восстанавливаются Очки Брауни по завершении работы (игрового модуля), причём вне зависимости от того, увенчались действия персонажей успехом или нет (правда, понятно, что при неуспехе Очков восстанавливается значительно меньше, чем при успехе). Также очки можно восстанавливать с помощью Личной Цели персонажа — что также даёт дополнительные ключи к погружению в образ вашего Охотника! Личных Целей всего пять — Секс, Богатство, Слава, Помощь людям и Наука, но ничего не мешает придумать дополнительные!

 

Сама же игромеханика довольно проста (и послужила основной многих систем, вышедших позже). Мастер назначает некую сложность действия, игрок бросает количество кубов, равное дайспулу, и считает сумму выпавших чисел. Если результат выше установленной сложности, то действие удалось, если ниже — то не удалось. В случае, когда персонажи сталкиваются с противником напрямую — допустим, Злобный Призрачный Викинг пытается отрубить вашему Охотнику голову топором, который он сорвал с ковра на стене, — мастер уточняет дайспул Викинга, и вы с ним соревнуетесь в том, у кого выпадет большее значение. Различные предметы (вроде того же топора для рукопашного боя, различных анализаторов для поисков следов эктоплазмы на стенах или протонных бластеров для непосредственной ловли призраков) увеличивают дайспул, давая от 1 до 4 дополнительных кубов.

Но есть ещё одна хитрая механика — механика Призрачного Куба. Это такой специальный шестигранник, который шёл вместе с печатной версией игры (сейчас на его роль можно назначить любой куб, заметно отличающийся внешне от остальных костей), и у которого вместо шестёрки изображён призрак. Используется он при каждой проверке вместо одного из обычных кубов, и выпавшие на нём числа плюсуются к итоговой сумме обычным образом — кроме «призрака», который считается нулём. Более того, если выпал призрак, а итоговая сумма недостаточна для того, чтобы преодолеть сложность, происходит Что-То Плохое — действие не просто является провальным, оно имеет очень опасные последствия. Так, например, если ваш персонаж ведёт «Экто-2», пытаясь догнать летящего призрака, и не выбрасывает числа, достаточного, чтобы покрыть сложность управления автомобилем на оживлённой улице, да ещё и выбрасывает «призрака», то он не просто не смог догнать привидение в потоке машин, но ещё и попал в ДТП (причём не исключено, что с человеческими жертвами). Более того, если ваш Мастер совершает успешную проверку за антагониста-привидение и получает при этом «призрака», всё оборачивается ещё круче — дела происходят максимально выгодным для привидения образом (хотя значение «призрака» всё равно остается нулём): плевок эктоплазмой намертво приклеивает охотника к стене на несколько часов; луч протонного бластера промахивается мимо привидения и обрушивает потолок прямо на преследователей; открываемые призраком Врата Ада теперь невозможно закрыть обычными человеческими способами; и так далее.

 

Довольно много информации даётся о природе призраков и сути сверхъестественного в мире вообще, позволяя строить свой сеттинг в довольно широких пределах. Кроме того, выходило много официальных приключений, в том числе, например, по второму полнометражному фильму (он так и называется Ghostbusters II: The Adventure). Впрочем, для вдохновения достаточно посмотреть пару серий старого мультсериала — и вы вполне сможете составить историю для одной-двух игровых сессий.

h6uYamgAK54

Ghostbusters RPG была довольно значимой вехой в развитии ролевых игр. Небезызвестный Марк Рейн-Хаген (у которого мы брали интервью), например,  вдохновлялся именно ей, создавая World of Darkness, а впервые применённая в ней D6 System легла в основу всех последующих игр West Еnd Games. Эта игра проста в использовании, незатейлива и позволит вам скрасить пару вечерков, наслаждаясь охотой на призраков, даже если вы не фанат оригинальной франшизы. А уж если вы фанат, то нужно ли вам что-то большее?

 

…тем более, что распространяется она бесплатно, и взять её можно вот здесь.