Играем героями из канона: следующая серия

В июле мы опубликовали статью «Герои из канона: за и против». Это был перевод хорошей статьи Джона Фредерикса с Gnome Stew — Established media characters: Pros and Cons. Нам, однако, статья показалась неполной и теперь R2R написала продолжение и ответ к тому материалу. В самом деле: играть созданными не вами и не для вас, известными, любимыми, притягательными персонажами, сложнее это, или легче, интереснее, или вторично по сути? Как вот вы к этому относитесь?

Вымышленные вселенные, придуманные писателями и сценаристами, порой настолько увлекательны, затягивают нас с такой силой, что мы мечтаем не просто читать книги или смотреть фильмы, а сыграть в прочитанное, или увиденное. Мы хотим погрузиться заново в выдуманный мир, ставший нам почти родным, и пережить в нём новые приключения, примерив роли хорошо знакомых героев: расследовать преступления как Шерлок Холмс, повелевать драконами как Дейнерис Таргариен, бороздить просторы пространства и времени на борту ТАРДИС. И при этом быть не «третьим лебедем в пятом ряду», а именно ими, главными героями сериалов, фильмов и книг.

Разработчики игр это понимают, поэтому есть немало игр и систем, выпущенных по различным «канонам» — готовым вымышленным мирам из книг, комиксов, сериалов и т. д. Некоторые из них предлагают играть собственными персонажами, как One Ring RPG или линейка Star Wars от FFG. Другие всячески поощряют наше желание побывать в шкуре Магнето или Ривер Тэм и предлагают оцифровку канонных персонажей и сюжеты, подходящие для них — скажем, так поступают Marvel Heroic RPG и Firefly RPG.

 

В этот раз мы хотим в основном поговорить о том, чем игра канонными персонажами отличается от игры неканонными, пусть даже по «канонной» вселенной.

 

Играя по сериалу или книге, мы стремимся не только получить фан и вместе поучаствовать в увлекательной истории, но ещё и воссоздать свои ощущения как зрителей или читателей. Синхронизация общего воображаемого пространства немедленно приобретает дополнительное измерение: мы должны не только «собирать» общий мир и события в нём, опираясь на действия персонажей, но и подгонять этот мир под «картинку», уже существующую в памяти игроков, знакомых с каноном.

Давайте подробнее рассмотрим, какие нас на этом пути ждут сложности и где нужна предварительная подготовка.

 

«Собери их всех» или «без Леголаса никуда не пойдём»

Обратная сторона проблемы «вы Братство Кольца, поздравляю, у вас нет клерика» (рассмотрено в статье «Герои из канона: за и против») — та, когда у вас недостаточно игроков, чтобы заполнить все роли в «канонной» команде.

Хорошо, когда у вас команда, по первоисточнику, состоит из Баффи с двумя друзьями или из доктора Джонса с 1-2 помощниками. Если игроков придёт больше, добавить союзников или подручных в такую группу обычно несложно (хотя для случаев, когда вы в глубоком неизведанном космосе, лучше заранее придумать 1–2 заготовки).

Но вы так легко не отделаетесь, если у вас Братство Кольца из 9 существ или «Серенити», на которой как-то надо заполнять роли от капитана до пастора, иначе вторичная вера терпит неустранимый урон.

Ведущий, конечно, может сыграть недостающих героев как сам, но проблема в том, что от них будут ожидать присутствия и участия. Представьте, что помимо вашей партии из Арагорна, Сэма и Гимли с вами «идут» ещё шестеро, с которыми вам постоянно и активно взаимодействовать. Нагрузка на мастера ляжет огромная и малоосмысленная, а во время сцен, где есть другие NPC (сражения, переговоры) получается так, что либо мастер играет сам с собой, и перетягивает на себя спотлайт, либо эти персонажи и делаются бесполезным балластом.

Ну или надо придумывать, куда делись недостающие участники команды. Тоже работает до определённых пределов, а дальше не работает и вызывает утрату вторичной веры и погружения.

Что делать:

Более тщательно выбирать сюжеты для игры, чтобы играть такие истории, в которых может действовать только часть ключевых персонажей канона, и вторичная вера от этого не поломается.

Заранее продумывать, куда делись недостающие персонажи.

Выбрать систему, которая поможет ведущему играть за недостающих героев канона как за “фоновых”, не перегружая его (или её) и не делая их бесполезными (тут могут помочь советы, как играть за солдат во время войны или за команду на большом космическом корабле — там обычно тоже возникают подобные сложности).

Что если кто-то не пришёл?

Для любой партии бывает нужно придумывать, куда делись персонажи тех игроков, которые уже играли, но не смогли прийти на сессию. Причём придумывать так, чтобы на следующую сессию их можно было без особых проблем вернуть (я на тебя смотрю, Гэндальф!).

Причины их отсутствия должны убедительно вписываться в то, что игроки знают о персонажах — а в партии-из-франшизы это обычно больше, чем-то, что «самодельные» персонажи знают о таких же «самодельных» товарищах по партии. Персонаж из канона в большинстве случаев является частью «общего» игрового мира, его предыстория и характер относятся к общедоступным знаниям. А потому он как бы «принадлежит» всей партии, а не только своему игроку, в куда большей степени, чем персонажи, созданные игроками с нуля, и даже прегены, про которых мы не смотрели шесть сезонов сериала, не читали комиксы, не сжились с ними и не наблюдали в куче непростых ситуаций. И вы не можете просто на ходу придумать, куда он делся: причина отсутствия должна гармонично вписываться в общеизвестную предысторию.

 

IKJ9z5qa7rI

 

Что делать:

Стараться не завершать сессию там, где персонажей игроков сложно вывести из игры на время.

Поручить игрокам совместно продумать для них возможные причины отсутствия или, если игроки хотят, чтобы их персонажи участвовали в игре «в фоновом режиме», алгоритмы поведения («остаюсь в полевом госпитале, лечу раненых» или «я на учёбе в Сиэтле, но можете мне звонить, когда нужна будет консультация по токсикологии»).

Убедиться, что в игровой системе есть механизмы, позволяющие водить чужих героев «в фоновом режиме», при этом не вынуждая ведущего постоянно и детально отыгрывать толпу таких персонажей и не превращая их в бессмысленный балласт.

«Ты какой-то неправильный Гэндальф»

Видение того, как устроен мир и какие характеры у персонажей из канона, у всех зрителей и читателей своё. И если случайные персонажи не должны, в общем-то, соответствовать чётким ожиданиям других игроков, то канонных героев придётся отыгрывать так, чтобы не ломать другим игрокам вторичную веру. В результате вы получите споры не о том, может ли паладин поступать так-то и так-то, а о том, может ли так поступать целый Арагорн. Как мы уже говорили выше, ваш персонаж принадлежит не только вам, но и — отчасти — всей партии в целом. У других игроков есть определённые ожидания насчёт него, от которых вы не должны слишком сильно отклоняться, или волшебство разрушится. Это же относится к другим игрокам: у вас, скорее всего, есть некоторые ожидания насчёт их персонажей, ещё до того, как вы начали игру.

То же самое касается персонажей в исполнении ведущего, причём ведущего ограничивают никак не меньшие ожидания игроков и их «предзнание» о мире. Например, уже не получится постоянно отыгрывать рандомных трактирщика, разбойницу или барона, придумывая их на ходу, потому что игроки хотят встретить в игровом мире знакомых им по канону персонажей и непременно пойдут поздороваться, а встретившись и начав общаться, они захотят увидеть их такими, какими помнят и любят.

Что делать:

Заранее договориться, что «у каждого свой Тони Старк» и не критиковать отыгрыш чужих персонажей.

Решить, по какому периоду или какой части канона вы играете, и заранее убедиться, что все игроки примерно одинаково понимают, как их собственные и чужие персонажи могут выглядеть и вести себя на актуальный момент игры.

Вписать важные черты персонажей в их чарники («гений, плейбой, миллионер, филантроп») и стараться им следовать. Для системы, поддерживающей аспекты в той или иной форме, это получится само собой, а для всех остальных придётся это отдельно прикручивать, но дело того стоит.

Ввести или использовать существующую в системе механику, когда можно предложить соигроку жетон судьбы (или какой-то его аналог) за то, что его или её персонаж будет действовать таким-то образом.

«Сила так не работает!»

Если вы играете с фанатами вымышленной вселенной, ожидайте, что они интересуются матчастью по этой вселенной и для них важны подробности.

То есть, не исключено, что у вас собралась группа знатоков канона, которые способны часами со вкусом спорить о том, как работает гипердрайв и носил ли Арагорн штаны. Если их убеждения не совпали — вместо игры вас ждёт холивар. Мастер, конечно, может применить «золотое правило», но, с шансами, оно поломает кому-то погружение в мир, потому что «ТАРДИС устроена не так!»

А также (см. параграф про неправильного Гэндальфа) ведущий должен уверенно ориентироваться в реалиях того участка вселенной, по которому идёт игра, и гораздо меньше может придумать на ходу. От вас будут ждать характерных реплик и поведения, и горе вам, если вы что-то забыли или не вписались в образ.

Что делать:

Попросить игроков рассказывать про тех персонажей, с которыми они хотят пообщаться и кого хорошо знают. Задача ведущего — следить, чтобы мир не утратил достоверности, когда это не подкреплено игромеханикой и первоисточником.

Позволять игрокам «проявлять» важные для них реалии мира за какие-нибудь драма-пойнты или просто по очереди, передавая по кругу значок архивариуса.

Договориться, что персонаж может использовать свои способности и умения, подтверждённые каноном, если это не противоречит игромеханике, характеристикам и уже установленным знаниям о мире. Что такое «подтверждённые каноном», вашей игровой группе придётся решать самой.

Чего не делать:

Собравшись поиграть по канону, без согласия игроков «перебрасывать» партию в другие миры. Если люди рассчитывали на игру по Стар Треку, вряд ли они обрадуются, узнав, что внезапно попали в Равенлофт.

«Хорошими делами прославиться нельзя!»

Иногда персонаж из канона — просто поганец. Мерзкий тип, раздражающий нытик, беззаботный кендер, вы поняли идею. И в каноне этот персонаж совершенно не щадит соратников и не сдерживает свои недостойные порывы, даже если это вредит общему делу. Бывает такое? Сплошь и рядом. И как с ними поступить?

Играть его или её такими, какие они есть? Партия будет недовольна. То, что создавало животрепещущую драму на экране, будет создавать конфликты за игровым столом. Смягчить раздражающие черты характера? Это помешает поддерживать вторичную веру: далеко не все захотят играть в то, как «доктор Хаус сильно изменился за лето», став терпеливым и заботливым.

Что делать:

Сознательно выделять моменты, когда персонаж «козлит» согласно канонной роли, и чётко разграничивать их с моментами, когда такое поведение ломает партии игру.

Выдавать сопартийцам «гадёныша» жетоны судьбы (или какие-то ещё игровые ништяки) за вылитый на макушку кофе и спёртые из рюкзака вещи.

Договориться, что никто не делает чужим героям гадостей без согласия их игроков и не мешает партии достигать игровых целей без согласия других игроков: если соигрокам важно видеть доктора Хауса поганцем, они согласятся терпеть его мерзкий характер, но надо их спросить об этом заранее. При этом, возможно, они согласятся терпеть его мерзкий характер в чём-то несущественном для дела, но не в медицинской загадке, которую все вместе решают.

Здрасте, я ваша тётя

Иногда игроки в игре по канону выбирают себе роли неканонных знакомых, друзей и родственников канонных персонажей. Чем это хорошо — не надо мучительно думать, как вписать в партию новых персонажей, уже есть готовые социальные связи. Чем плохо — неизвестно откуда взявшиеся родственники могут поломать другим игрокам вторичную веру. Мы знаем, что у Боромира был один брат, и добавлять второго — уже перебор. Да и видеть в игре на главных ролях, скорее всего, интереснее тех персонажей, кого мы хоть немного знаем по первоисточнику, а не никому не известную кузину Гарри Поттера, приехавшую по студенческому обмену из СГТУЧАВО.

Что делать:

Дать игрокам канонных персонажей право “вето”. Особенно это касается тех, чьими, предположительно, будут эти родственники, друзья и знакомые.

Вместе продумать предысторию неканонных персонажей, чтобы она не раздражала и не выбивалась из общего представления игроков об игре и игровом мире.

Вообще не играть смешанной партией из канонных и неканонных персонажей: либо все канонные, либо вся партия создаётся с нуля в канонном мире, а персонажи из первоисточника становятся «фоном».

И в завершение

Не все группы и не все игроки стремятся играть каноничными героями. Кому-то вполне хватает игры по каноничному миру собственными персонажами, кто-то предпочитает игровые вселенные, не созданные на основе каких-то художественных произведений или вообще придуманные на ходу.

Но всё же будьте готовы, что в один прекрасный день кто-то в вашей группе скажет: «А давайте попробуем Marvel Heroic — чур, я Питер Паркер».

Вам уже доводилось играть персонажами из книг и фильмов? Расскажите, как это было! Поделитесь своими историями и советами, и пусть они помогут кому-то избежать ошибок и сделать игру ещё интереснее.