Настрой свой микроскоп: как провести глубинный анализ игр, которые вы водите, за 5 несложных шагов

Сегодня вашему вниманию перевод , который наши патроны получили ещё некоторое время назад – и материал, они постановили, весьма полезен. Изучите пристально!


Ранее я уже говорил про предварительный анализ: о том, как распознавать проблемы игры заранее и исправлять их, пока всё не рухнуло.
Это очень полезное умение!

Игроки получают более плавный геймплей, им не приходится “трястись на ухабах”.
А вы, как ведущий, не только меньше устаёте и избегаете лишнего стресса, но и начинаете намного лучше понимать игровой процесс.

Вот как это происходит.

Большинство ведущих инстинктивно опираются на те таланты, сильные стороны и умения, которые они себе отрастили с течением времени. Это так называемый реактивный подход: если возникает проблема, вы решаете её, используя свои умения и сильные стороны.

Но достоинство предварительного анализа в том, что вы переключаетесь на научный подход. Вы кладёте свою игру под микроскоп и разбираетесь, как она работает – как она устроена внутри.

Image source: //www.flickr.com/photos/masaisrael/6808925957/

Каждый раз, проводя анализ своей игры, вы ищете ответы на такие вопросы:
1. Какие неудачи, подобные тем, что были в прошлом, я могу в будущем предотвратить, если подготовлюсь к ним заранее?

2. Какие действия, скорее всего, предпримут игроки?

Каждый из этих ответов становится вашей гипотезой. И вы пока не знаете, верны ли ваши гипотезы и сработает ли решение, которое вы придумали.

Правда бывает суровой

Мы, как вид, не очень-то заточены для объективных суждений. Наши убеждения, личный опыт и ограниченное восприятие формируют у нас “фасеточный” взгляд на реальность, такой, где мы отчётливо видим лишь небольшие кусочки.

Особенно сложно оставаться непредвзятым наблюдателем, когда вы ведёте ролевую игру – то есть, держите в голове тысячу вещей одновременно и стараетесь думать на шаг вперёд игроков.

Да и как вообще проводить научный анализ игр? Для них пока не придумано аналитических планов.

Image source: //www.flickr.com/photos/liverpoolhls/10740308493

Ответ: списки гипотез, конечно! Возьмём их и изучим свои игровые сессии.
Я даже составил план, как это сделать.

Шаг 1: Запишите проблемные точки

Когда проводите предварительный анализ своих игр, выпишите возможные источники проблем, то, что вас беспокоит или плохо получается.

“Сражения сильно меня выматывают”.

“Хоть я и расписал заранее драку в таверне, игроки, наверное, порушат мне весь план”.

“Один из игроков постоянно отвлекается на свой телефон”.

“К середине игры стол обычно завален пустыми пакетами от чипсов, бутылками и обёртками, я толком не вижу миньки”.

“Этот зануда-знаток правил меня чудовищно раздражает!”

Устройте мозговой штурм, запишите всё, что пришло в голову, и так пока не поймёте, что больше ничего не можете придумать.
Сохраните этот список и пополняйте его после каждой игры и между играми.

Шаг 2: Превратите “болевые точки” в гипотезы

Не исключено, что ваш список возможных проблем и потенциальных источников напряжённости достаточно хорош, и вы можете перепрыгивать сразу к следующему шагу.
Но если вы застряли на шаге 3, значит, вам нужно вернуться сюда и немного поработать над списком. Вам потребуется переформулировать жалобы в гипотезы.

Для начала выберите из списка 3-5 проблем, с которыми вы хотите разобраться на следующей сессии.

Три – отличное число, чтобы не утонуть в анализе и поддерживать постоянное развитие. Может быть, вы справитесь и с пятью, но больше брать уже не стоит.

Если вы на каждой сессии будете разбирать по 3 проблемы, через 10 сессий у вас будет уже 30 решений. Это отличный прогресс, ваши игры просто не могут не улучшиться от этого. А затраты труда на каждой сессии будут небольшими, вы же не пытаетесь решить все 30 проблем одновременно.

Ну ладно, вернёмся к гипотезам. Если вы смотрите на проблему и не знаете, как её решить, задайте вопрос “Почему”, а потом допишите к формулировке проблемы ответ, начиная со слов “потому что”.

“Сражения сильно меня выматывают”.

Почему: потому что мне тяжело делать все расчёты, думать про тактику, помнить правила и организовывать процесс.

Гипотеза: “Сражения сильно меня выматывают, потому что во время боёвки мне приходится делать слишком много всего одновременно.

“Один из игроков постоянно отвлекается на свой телефон”.

Почему: ему нужно постоянно быть чем-то занятым, и когда не его ход, ему быстро становится скучно.

Гипотеза: “Один из игроков постоянно отвлекается на свой телефон, потому что ему быстро становится скучно”.

“Хоть я и расписал заранее драку в таверне, игроки, наверное, порушат мне весь план”.

Почему: Они не станут драться. Они вообще не пойдут в эту таверну. Или маг закинет туда фаербол и всё сожжёт.

Гипотеза: (Выберите один ответ, чтобы провести на игре один тест и подтвердить или опровергнуть гипотезу –  я тут немного забегаю вперёд, но доверьтесь мне.) “Я расписал заранее драку в таверне, но это была бессмысленная работа, потому что игроки туда вообще не пойдут”.

“К середине игры стол обычно завален фантиками, бутылками и обёртками, я толком не вижу миньки”.

Почему: Никто не убирает мусор.

Гипотеза: “К середине игры стол обычно завален мусором от еды, потому что никто его не убирает”.

“Знаток правил меня чудовищно раздражает!”

Почему: Он хочет оказаться прав. (Почему?) Чтобы чувствовать себя крутым. А, и ещё он наверное, хочет играть строго по правилам.  (Почему?) Чтобы игра была честной. И он, пожалуй, хочет планировать действия своего персонажа, понимая, какой получит результат.

Я задал несколько последовательных вопросов “Почему”, чтобы докопаться до сути проблемы, потому что самый первый ответ меня не устроил.
Но вы заметили? Я всё ещё не получил ответа на вопрос, который задавал. Я не знаю и не имею предположений, почему игрок так меня раздражает. Проблема касается не игрока, а меня самого. Мда, сложно…  

Image source: //www.flickr.com/photos/134361078@N06/33492689934/

Попробуем заново.

“Знаток правил меня чудовищно раздражает!”

Почему: я чувствую, что это роняет мой авторитет. Я воспринимаю его возражения, как упрёк в некомпетентности.

Гипотеза: “Этот игрок меня чудовищно раздражает, потому что спор с ним о правилах я воспринимаю как сомнения в моей компетентности и злюсь из-за этого”.

Так-то лучше!

Ну вот, мы проанализировали несколько проблем, которые можно решить, чтобы улучшить игру. Часть из них общие, часть – мои внутренние заморочки, над которыми я мог бы поработать.

Шаг 3: Придумываем проверочное решение

Для каждой проблемы в списке мы теперь придумаем, как с ней справиться.

Видите, насколько шаг 2, где мы формулировали причины, помог докопаться до сути? Теперь это поможет нам найти решение проблемы.

Для каждого пункта из списка мы попробуем придумать проверку или решение, чтобы убедиться, что наша гипотеза верна, и исправить проблему.

Игроки могут проскочить мимо таверны – что с этим делать?

Решение: Добавить ещё 2 зацепки, ведущие в таверну, и хотя бы одна из них должна быть важной для нескольких персонажей.

Мусор мешает играть, что делать?

Решение: Поставить поблизости большую мусорную корзину. Устроить перерыв и поручить игрокам расчистить стол. Заодно мы немного отдохнём и разомнёмся.

Когда игрок начинает спорить о правилах захвата и удержания, что делать?

Решение: Поблагодарить его за подсказку, записать правило и в следующий раз не спотыкаться на этом вопросе. Использовать это как мотивацию, чтобы лучше выучить правила.

Боёвка сильно меня утомляет, что с этим делать?

Игроку становится скучно, он отвлекается на телефон. Что делать?

Решение: Убьём двух зайцев одним камнем. Попросим игрока, которому скучно, помочь с боёвкой. Пусть он следит за инициативой и хит-пойнтами врагов.

Шаг 4: Тестовый прогон

Итак, у нас есть гипотезы, мы придумали тесты. Теперь можно проводить игру.
Каждый раз, когда гипотеза “выстреливает”, пробуйте придуманное для проблемы решение. Наблюдайте, что получится, и делайте записи.

Мы применяем научный подход, чтобы найти решения проблем. Но наша цель – не только это. В конечном счёте мы стремимся к тому, чтобы понимать, что происходит и как оно устроено.  

Если решение сработает – прекрасно.

Если нет – мы получили материал для дальнейшего осмысления, что приводит нас к следующему шагу.

Шаг 5: Анализируем результаты

И последний ингредиент в нашем блюде.

Если мы остановимся на шаге 4, игра уже начнёт становиться лучше. Ура!

Но если мы сделаем ещё одну важную вещь, то получим кумулятивный эффект.

Какую? Перед следующей игрой добавьте к своему списку “что может пойти не так и как мне это исправить” пару новых пунктов, в которых вы анализируете то, что делали на прошлой сессии.

  1. Все ли гипотезы “выстрелили”? Если нет, то почему?
  2. Сработали ли заранее придуманные решения? Если да, то почему?  Если нет, то почему?

И это ключевой этап в аналитическом процессе.
Вы получаете объективную информацию, когда строите предположения и проверяете их в реальной игровой практике. Такой подход помогает избежать когнитивного искажения, известного как предвзятость подтверждения (confirmation bias), склонность человека искать и интерпретировать такую информацию или отдавать предпочтение такой информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой.

Итак, научный подход даёт нам простые и надёжные инструменты для анализа игры. Подтвердились ли предположения? Сработали ли решения?

С каждым последующим разбором результатов у вас накапливается всё больше знаний о том, как устроен ваш игровой процесс. Один разбор не даст вам полной картины, но если их будет десять, двадцать, тридцать? Вы начнёте замечать повторяющиеся элементы, какие-то характерные структуры,  возникающие вновь и вновь проблемы. Вы обнаружите такие проблемы, о которых и не подозревали. А часть проблем отвалится, оказавшись несущественной или легко решаемой.

Записав гипотезы и заранее придумав проверочные решения, вы достигаете уровня объективности суждений, к которому нелегко прийти как-то иначе. Пусть это не идеальный подход, но он даст вам намного лучшее понимание того, как вы проводите игры, и это надёжнее, чем полагаться на одни только впечатления.


Когда вы после игры подвели итоги проверки гипотез, то решениями, успешно прошедшими проверку, можно пользоваться и дальше, а с теми, что не сработали, придётся вернуться к шагу 2 и поискать другие варианты.

Повторяйте это перед каждой игровой сессией, и у вас будет накапливаться бесценный опыт, позволяющий вести игру, чётко понимая, что, как и зачем вы делаете.