Дорогие друзья, вот и обещанный перевод статьи про кендеров, то-есть, простите, персонажей, которых все ненавидят. Тут есть весьма дельные мысли – стереотипы образуются не на пустом месте, но неожиданное и красивое использование стереотипов именно поэтому дает особенно акусные игры.
Обратите внимание!
Как играть персонажами, которых все ненавидят
Автор: Senda Linaugh
Перевод: R2R
Есть фраза, про которую я точно знаю: если произнести её среди игроков в НРИ, немедленно получишь в ответ “а, ты одна из этих”. Достаточно сказать “я играю кендера”. Немедленно у всех перед глазами вспыхивают знакомые картины – назойливость, самовлюблённость, воровство внутри партии, перетягивание на себя спотлайта, – всё это накрепко связано в нашем сознании с кендерами, прямо как ёлка и Рождество.
Но давайте задумаемся вот над чем: когда я выбираю тот же стиль игры, что и для своего кендера, для других персонажей: слегка гиперактивной девочки-волшебницы или вора-оборотня, всех это устраивает и не портит никому удовольствие от игры.
Можно вспомнить и другие архетипы, которые раздражают “по умолчанию” – “законопослушный глупый” паладин, волк-одиночка, гунган из Звёздных Войн. Конечно, чтобы хорошо их сыграть, придётся потрудиться, но они могут быть замечательными персонажами.
Так почему мы считаем, что в плохом игровом опыте виноваты раса или класс персонажа?
Кого-кого ты хочешь сыграть?
Когда вы говорите, что хотите играть персонажа из “раздражающей” категории, люди сразу предполагают следующее:
- Вы будете держаться за спотлайт ногтями и зубами, лишь бы ни с кем не делиться
- Вы будете совершать безрассудные поступки, не задумываясь, как это скажется на остальных
- Ваш персонаж будет воровать у сопартийцев, подставлять их, действовать против них
- Вы будете использовать объяснение “я отыгрываю роль” как отмазку, чтобы вести себя как мудак
Все мы знаем, что такие игроки бывают, что они именно так себя и ведут, и что они стремятся играть теми классами или расами персонажей, которые “оправдывают” их отвратительную манеру игры. Я прекрасно понимаю, как подобное может привести к полному запрету играть кендеров в вашей кампании.
Я Шеллзи Сдубапрыг, рада познакомиться!
Я играла кендера в самой первой моей игре по D&D – тогда я ещё не знала, что это может быть плохо. Наша кампания продолжалась два года, мы играли раз в неделю – кендер и все остальные. Поначалу, наверное, я создавала проблемы, но мы быстро нашли общий “ритм”, такой, чтобы игра всем нравилась – а поскольку эта игра была первой не только для меня, мы все учились на ходу. И очень скоро Шеллзи Сдубапрыг оказалась бесстрашной социальщицей, “лицом” партии, которая вела переговоры, забалтывая NPC или включая обаяние на всю катушку и, конечно, её коньком было незаметное проникновение. Но, чтобы её играть, мне пришлось освоить кое-какие правила социальной динамики.
- Не воровать у сопартийцев (выучено на практике… что ж, я была подростком)
- Позволить другим PC руководить, когда это логично
- Позволить моей партии останавливать меня, если они с чем-то не согласны… а то и просить их вмешаться, если я не ожидала, что они действительно позволят мне сделать что-то безбашенное
- Говорить как кендер – много и торопливо – но только в свою очередь (и не рассчитывать, что я когда-нибудь смогу до конца рассказать про тот случай с дядюшкой Пружинощёлком – хотя однажды это правило вызвало проблемы, когда партия действительно захотела дослушать, что ж там случилось с дядюшкой)
//www.flickr.com/photos/thayora/14292077613/in/photostream/
Ты это, наверное, уронил! Можно я заберу?
Как и любой потенциально конфликтогенный выбор в игре, решение играть слегка чокнутым персонажем (расой, классом) требует согласия всех в партии. И, конечно, понадобится взаимное доверие, чтобы персонаж мог проявлять свои странности, не переворачивая игру вверх тормашками.
Мне в моей первой игре с этим повезло, но будет лучше, если вы сознательно будете над этим работать с самого начала. Обсуждайте всё, это очень помогает от разочарований. В партии, которая умеет обсуждать проблемы и пожелания, все “раздражающие” расы и классы получают шанс стать украшением игры, добавить ей глубины и разнообразия.
Вот о чём стоит поговорить перед игрой, если вы выбрали “раздражающего” персонажа:
- Заранее скажите, что вы ожидаете, что партия будет вас останавливать, когда вы будете совершать дурацкие поступки, и вы согласны с тем, что вас будут останавливать. Примерно так же, как в театре актёр в каких-то случаях произносит длинную реплику, ожидая и будучи согласен, что его прервут.
- Скажите с самого начала, что вы готовы сотрудничать с игровой группой в принятии решений. Если все идут в одну сторону, а ваш любопытный гунган отвлёкся и побрёл в другую, вы, как игрок, ничего не имеете против того, чтобы другие персонажи оттащили его от тех увлекательных штучек за шиворот.
- Договоритесь ясно и чётко, что допустимо, а что нет. Может ваш кендер “заимствовать” вещи у других партийцев? Или только у NPC? Может ваш “законопослушный глупый” паладин от души врезать партийцу, который, по его мнению, творит зло, или может только возмущаться вслух? Решите до начала игры, что можно делать и что нельзя, и заранее подумайте над внутриигровым обоснованием этих границ.
- Придумайте весомую причину приключаться вместе с партией. Если вы выбрали персонажа, который склонен убредать в сторону и заниматься своими делами в одиночку, убедитесь, что у вас есть причины играть вместе с другими, в один и тот же сюжет. Не вынуждайте партию уговаривать вас каждый раз, когда надо что-то сделать или куда-то пойти вместе. Найдите способы проявлять свою независимость как-то ещё, не разделяя партию.
//www.flickr.com/photos/carbonnyc/5335321347/
И если вы играете раздражающего персонажа, вам нужно учесть кое-что ещё – это относится лично к вам, а не ко всей партии:
- Будьте готовы огрести последствия своего рискованного или дурацкого поступка, если вас не остановят вовремя. Допустим, партия видит, что вы лезете прямиком в ловушку, но не хочет прямо сейчас с вами нянчиться. Это не значит, что вы не должны туда лезть, но будьте готовы потом не ныть из-за последствий.
- Не захватывайте спотлайт. То, что ваш персонаж постоянно болтает, не значит, что и вы можете всё время трепаться. В свой ход болтайте, создавайте яркий образ создания, которое никогда не затыкается, но не мешайте другим говорить, когда будет их очередь. Если вы склонны отделяться от партии, постарайтесь, чтобы это не отнимало у остальных возможность себя проявить и интересные энкаунтеры, а если вы паладин, не стремитесь каждый раз немедленно и первым напасть на исчадия зла – пусть остальная партия тоже сможет что-то сделать.
- Вам, возможно, придётся вне роли уточнять, что вы, как игрок, согласны с решением партии или у вас нет серьёзных возражений. Это может понадобиться, чтобы партия понимала, что вы, как игрок, не будете расстроены или в ярости, если сопартийцы скрутят вашего “одинокого волка” и привяжут к лошади, чтобы уже поехать туда, куда все решили.
- Не тормозите игру. Вдумчиво выбирайте моменты, когда можно блеснуть в выбранной роли, играйте от всей души, но не впихивайте свой отыгрыш в каждый момент каждой сцены. Если вы увлеклись, а вас никто не останавливает, спросите другого игрока, не хочет ли он как-то вас прервать: “Слушай, может, ты уволочёшь меня силой от этих замечательных блестящих колечек?” или “Я просто обязана это сделать! Остановите меня кто-нибудь…” Не затормаживайте процесс игры.
//www.flickr.com/photos/thayora/14271452144/in/photostream/
Ух ты! Так мне можно играть у тебя кендером?
Чтобы типы персонажей, которых обычно все ненавидят, “сработали” в вашей игре, необходим игрок, который постарается не вести себя как засранец и будет готов прислушиваться к другим. Если вы выбрали такого персонажа, вам понадобится обсуждать решения и договариваться больше, чем в обычной игре по зачистке подземелья. Но если сделать всё правильно, ваш персонаж запомнится надолго – и не в плохом смысле, как обычно!
Вам когда-нибудь доводилось играть персонажей, которых все заранее ненавидят? Или быть с таким в одной партии? Или вести игру, где есть кендеры? И как, удалось им разрушить стереотип – или всё было именно настолько плохо, как вы и боялись?
This article originally appeared on Gnome Stew, The Game Mastering Blog, and is reprinted here in Russian with permission. You can read the original English-language article by Senda Linaugh at Playing Characters Gamers Hate, and check out Gnome Stew’s books on the Engine Publishing website. Gnome Stew, the Gnome Stew logo, and The Game Mastering Blog are trademarks of Martin Ralya. Engine Publishing is a trademark of Engine Publishing, LLC. This article is copyright © 2017 by its original author. All rights reserved.