Скрипач не нужен(с)

Насколько возможна игра без ведущего?

Идея этой статьи родилась в дискуссии на Имаджинарии, где R2R высказывает предположение, что технически возможно будет заменить ГМа в ролевых играх неким программным конструктом, который там условно назван ИИ. Генерация сюжета модуля из заранее заданных компонентов известна уже очень давно. Чаще всего — это набор условных идей, из которых мастером собирается итоговый сюжет, но что если мастер выброшен из картины? Что, если сами игроки хотят рассказать эту историю о себе? О своих подвигах, сомнениях, ошибках и победах? Возможно ли обойтись без мастера — задумаемся мы.

На первый взгляд — это невозможно. Сама структура “Мастер и Игроки” настолько плотно вросла в сознание ролевиков, что сама мысль о том, что игроки будут сами рулить происходящим, может показаться неработоспособной. Однако, на деле, возомжно, это и не так.

Пример ролебординга показывает, что адекватные и уважающие друг друга игроки могут сами рассказывать истории и создавать окружение, при этом поддерживая минимальный уровень конфликта между собой. Smallville RPG прямо напирает на тезис, что Watchtower (тамошний слабый эквивалент ГМа) фактически лишь помогает игрокам рассказывать свои истории, и в принципе может меняться хоть каждую игру. И это в каком-то смысле правда. Ведь, как мы уже говорили ранее, именно персонажи игроков — те, о которых повествует каждый модуль. Все эти бластеры, коварные злодеи, древние сокровища и мировое Зло нужны лишь как инструменты — для того чтобы рассказать историю героев, роль которых взяли на себя ваши игроки. Их попытки найти место в этом мире, защитить его от врагов, перешагнуть через собственные страхи, взвесить собственные ценности и половину отправить в утиль… впрочем, я отвлекся. Так вот — можем ли мы передать игрокам право вести историю самим? Можем. И даже генератор сюжета нужен в принципе будет только поначалу. Этот путь ведет к написанию собственных сюжетов и историй, к неизбежному росту игроков над собой, к уходу от простой беготни по подземельям… это правильный путь.
Но даже учитывая, что без мастера можно обойтись — подумаем, чем он на самом деле сильно поможет даже при таком подходе.
1) Мастер — это беспристрастный Арбитр. Он не имеет собственного персонажа, это его главная особенность, и не зря во многих книгах говорится, что мастеру очень не рекомендуется привязываться к NPC, потому что эта игра не о них. Мастер — тот, кто поможет игрокам разрешать конфлитные ситуации. Разумеется, игрокам следует стараться разрешать их самим, думать о других и о картине в целом, стараясь не “наступать друг другу на хвост” — но часто очень помогает взгляд со стороны, и третейский судья.
2) Мастер — тот, кто рассказывает о мире. Если мы будем рассматривать модуль, как набор историй каждого из игроков, то история ГМа — это история о том мире, где происходят события. В руках ГМа мир — это зеркало, которое отражает персонажей игроков, это окно в бесконечные просторы, где игроки никогда не побывают, это тысяча лиц живущих в нем существ, что вместе составляют лицо мира. Мир по самой своей сути должен быть един, и только очень слаженная группа может обойтись без мастера, и рассказать историю о едином мире, а не о своих его видениях.
3) Ощущение тайны. Даже если мы говорим о сменяющемся ГМе, игрок, сегодня исполняющий его роль, и отошедший от стола, является тем, кто создает сюжет для сегодняшнего эпизода. Он единственный знает, что ждет остальных в темном подземелье, какие пакости сегодня замыслил Злобный Враг и является ли сюжетно важным вон тот воришка, спионеривший артефакт из кармана Белого Валшепника. Ощущение неизвестности — то, что, к сожалению, может потеряться на играх, где игроки сами сочиняют свою историю, и мастер-на-сессию может попытаться хотя бы частично сохранить его.

Есть мастер, или нет — это два пути, выбор между которыми зависит от игроков и их предпочтений. В том и в другом случае цель одна — красивая история и хорошо проведенное время. Удачи вам, и да не иссякнет ваше воображение.
—Guns_n_Droids

  • Здесь могла быть ссылка на доклад Халлварда на Блинкоме.

  • R2R

    Это о функциях ведущего и их перераспределении? Я ещё до него не добралась. Надо сначала его послушать, потом ссылку ставить, если что.)

    Может, расшифровка где-то есть?

  • Расшифровки нету. Да и доклад, имхо, «волга впадает в…» при этом тема даже не раскрыта.

    Кстати, ыбло бы неплохо отключить массовый ввод капчи и сделать подписку на комменты интуитивной-автоматической.

    Плюс вы аватарки зачем-то отключили.

  • R2R

    Капчу отключаю. Надеюсь, куча спамеров не набежит. 🙂

    Подписку на комменты — а что с ней не так? Исправим-настроим, но надо знать, что именно.

    Аватарки включу, если найду, где. В настройках они включены, а в шаблоне, похоже, где-то бага…