Три лидера

Термин «руководство» в применении к настольным ролевым играм (перевод статьи с сайта Gnome Stew).

182_5

Автор: Phil Vecchione

Перевод: Svolod

Ссылка на оригинал статьи

Так сложилось, что в последние несколько месяцев меня очень интересует тема руководства. Так как я “по жизни” менеджер проектов, то мне приходится довольно много сталкиваться с руководством в разных его проявлениях в разных командах проектов. И когда я глубже погрузился в эту тему, то понял, что она актуальна и для ролевых игр. Причем, похоже, за игровым столом не один, а целых три типа лидеров.

Что такое руководство?

Не существует общепринятого значения этого термина, так как в разных источниках — от словарей до представлений признанных бизнес-лидеров — под “руководством” понимается разное. Мне проще всего для понимания, и ближе всего к теме РПГ, показалось такое определение:

“Руководство — это процесс социального воздействия, который максимизирует усилия других в достижении цели” — Кевин Круз.

Из этого определения следуют три важных вывода:

Социальное воздействие — это не прямая выдача приказов, а, скорее, применение наших “тонких навыков”.

Максимизирует…других — лидерство направлено не на то, чтобы сделать себя крутым, а на то, чтобы сделать крутыми других.

Достижении цели — то есть на самом деле мы пытаемся достигнуть нашей цели, в чем бы она не заключалась — разработать программу, убить дракона и т.д.

Почему руководство вообще имеет значение?

Руководить — это значит схватить несколько человек за руки и повести их (как группу) к светлому будущему. В отсутствии руководства мы либо остаемся набором индивидуальностей и теряем шанс объединить свои усилия для достижения чего-то действительно большого; или же становимся группой, которая, однако, бредет сразу во все стороны и не может сфокусироваться в одном направлении для максимизации усилий. В любом случае, цель, которую мы хотим достигнуть, либо будет вне наших возможностей, либо потребует много времени и сил для достижения.

Почему лидерство имеет значение в ролевых играх?

Развивая идею, ролевая группа — это команда людей, которая пытается достигнуть цели. В зависимости от того, в какую игру вы играете, какая у вас кампания и т.д., ваши цели могут отличаться. Цели игры могут быть тактическими, ориентированными на историю, или ориентированными на персонажа. Вы можете работать над убийством Великого Змея и захватом его сокровищ. Вы можете быть командой супергероев, защищающих город. Вы можете быть группой детективов, исследующих воздействие магии на тинейджеров.

И так как у нас есть группа, которая достигает некую цель, значит, можно говорить и о руководстве.

Разные типы лидеров за столом

Я уже сказал, что за столом может быть сразу три лидера. Не в каждой группе присутствуют все три, а есть и такие, в которых нет ни одного.

Ведущий — лидер игры

Этот вариант самый очевидный. Мастер чаще всего считается руководителем, так как он делает львиную часть работы. В этой роли ведущий организовывает игру и собирает всех вместе. Он ответственен за разрешение конфликтов между игроками, когда такие возникают. В общем, ведущий выступает как посредник между остальными участниками, помогая группе объединиться.

С его позиции, ведущий может сподвигнуть группу игроков принять решение, когда они “застрянут” в ходе игры, не зная, куда им податься дальше, вернуться ли в город или открыть следующий уровень подземелья. Как организатор игры, он может затеять старт новой кампании или запустить процесс принятия группового решения о том, когда заканчивать существующий.

Однако ведущий никогда не должен направлять персонажей внутри игры. У него никогда не должно быть своего мастерского персонажа, который ведет группу игровых персонажей.

Лидер партии — лидер персонажей

У большинства групп игровых персонажей есть лидер. То, что он лидер, может быть просто социальным решением (”мы все хотим, чтобы персонаж Бобби говорил нам, что делать”), или основано на механике игры (лидерские черты в “Дневнике авантюриста” или класс военачальника в D&D 4ed).

Лидер партии ведет персонажей внутри игровой вселенной. Он помогает двигать историю, взаимодействуя с другими персонажами. Чаще всего именно к нему обращаются неигровые персонажи. Он может быть и “полевым командиром”, раздающим приказы в ходе сражения.

Лидер-игрок — лидер среди игроков

Один из очевидных лидеров за столом — это лидер-игрок. Это игрок, который помогает другим игрокам (но не их персонажам). Он может во многом делать то же, что и ведущий, способствуя объединению усилий и погашению конфликтов.

Игрок-лидер очень хорош в деле адаптации новых игроков. Он может помочь разобраться в правилах, рассказать о социальной структуре игровой группы и т.д..

Игрок-лидер также незаменим, когда другой игрок начинает “тупить” — он может дать несколько советов и подсказать, как лучше действовать в текущей ситуации.

Игроки-лидеры также здорово разгружают ведущего, забирая часть его работы на себя. Это помогает мастеру сильнее сфокусироваться на других аспектах игры, что в целом повышает продуктивность группы.

Комбинированные лидеры

Нет идеального рецепта для руководства за столом. Как минимум, должен быть ведущий или игрок-лидер, для того, чтобы организовать игровой процесс. Если никого из них нет, то группа просто не сможет собраться или застрянет в ходе игры.

Игрокам полезно выделить лидера партии или лидера-игрока, чтобы персонажи были продуктивными. Лидер партии — это прежде всего представитель всей группы, с которым общаются неигровые персонажи, и человек, который, скорее всего, сможет сказать ведущему, куда партия двинется дальше. В группе могут быть представлены обе роли, и они могут быть совмещены в одном человеке. Если обе роли присутствуют, игроки становятся эффективной командой и могут справиться со сложным задачами.

Ну а если в группе представлены все три типа лидеров, то у вас собралась воистину мощная команда! Лидер-игрок и ведущий помогают группе в целом, а лидер партии способствует развитию нарратива игры — в результате все двигается в нужном направлении.

Три способа быть хорошим лидером

Ни один разговор о руководстве не будет полным, если не снабдить его советами о том,  как стать хорошим лидером. Как  и с определениями, на свете существует много навыков хороших лидеров, но я сфокусируюсь лишь на нескольких, которые, если ими овладеть, серьезно помогут вам:

Помощь, а не приказ — хорошие лидеры не занимаются “прямым управлением”. Задайте вопрос “как я могу сделать тебя круче?”. Делая других круче, вы делаете круче и себя.

Слушать, а не говорить — хорошие лидеры стараются слушать то, что говорят другие, и действуют исходя из полученной информации, а не стараются всем рассказать о своем мнении. Хороший лидер слушает, обдумывает, а лишь потом действует.

Решать проблемы, а не искать виноватого — лидер здесь не для того, чтобы назначить крайнего, а для того, чтобы решить проблему и выполнить задачу. Сфокусируйтесь на том, чтобы преодолевать возникающие сложности, а не на расследовании загадки “кто же тут был не прав”.

Итого

Мы все хотим играть в отличные игры и великолепные кампании. Но одного хотения тут недостаточно. Что мы можем сделать (кроме того, чтобы просто прийти на игру с кубиками) чтобы игра стала лучше? Как мы можем помочь другим участникам игры? Какие дыры мы можем заткнуть и какую помощь оказать? Если вы станете лидером — ведущим ли, игроком-лидером или лидером партии, вы поможете своей группе добиться фантастических результатов

А какие лидеры есть в вашей игровой группе? Считаете ли вы самого себя лидером? Каких лидеров в вашей группе не хватает?

This article originally appeared on Gnome Stew, The Game Mastering Blog, and is reprinted here in Russian with permission. You can read the original English-language article by Phil Vecchione at Three Leaders At The Table, and check out Gnome Stew’s books on the Engine Publishing website. Gnome Stew, the Gnome Stew logo, and The Game Mastering Blog are trademarks of Martin Ralya. Engine Publishing is a trademark of Engine Publishing, LLC. This article is copyright © 2014 by its original author. All rights reserved.

  • Евгений Мелехин (TyeWarrior)

    Игровое пати из двух человек проявили себя как дуэт:
    Лидер по переговорам;
    Лидер по боевым переговорам.