Дорогие мои детишечки: Ретро-обзор Innocent, дополнения к «новому» Миру Тьмы

Как я уже писал, после того, как «старый» Мир Тьмы закончился, Беловолки тут же начали разработку «нового» (ныне известного как Chronicles of Darkness). И тогда же было решено сделать новый сеттинг чем-то больше, чем набор переиначенных старых линеек — было издано несколько независимых книг, посвящённых определённой теме, по которым можно было играть безотносительно прочего (про одну из таких книг я рассказывал совсем недавно). Сегодня речь пойдёт об ещё одной книге из этого ряда.

Существует довольно много ролевых игр, посвящённых детям и подросткам. Навскидку в голову приходят Grimm (игра на основе механики d20, разработанная Fantasy Flight Games и раскрывающая истинное положение дел в мире сказок братьев Гримм), Nest (игра про возвращение в мир грёз, обзор на которую есть вот тут), Monsterhearts (так и не изданная в России игра про сверхъестественных подростков). Но есть среди них одна особенная, рассказывающая про выживание в мире, изначально наполненном ужасом, тьмой и скрывающимися в этой тьме тварями. Дети этого мира — существа невинные, незатронутые порчей и ужасами этого мира. И только лишь от вас зависит, поддадутся ли несовершеннолетние персонажи тьме, падут пред ней — или выстоят, неся в своих душах чистоту.

 

Innocent – это, прежде всего, игра о столкновении с неведомым; стоит, однако, понимать, что, в понимании детей, «неведомое» — это и таинственные стуки в подвале, и странный бездомный дядька, живущий в старом цирковом фургоне, и тётка, которую все называют ведьмой за крючковатый нос с бородавкой на конце — то есть, все те вещи, в которых взрослый человек не узрит ничего мало-мальски интересного. Это игра о хрупкости детской картины мира, когда всё кажется таким чётким и понятным — а затем новые факты разбивают эту «понятность» вдребезги. Эта игра посвящена тому, как легко на самом деле меняется мир, и как чистая невинная душа может сломаться и почернеть как под влиянием ужаса, так и поддавшись соблазнам.

Игромеханика во многом дублирует основную механику из нового World of Darkness – те же дайспулы, успехи и «взрывы» десяток. Боевая система отличается, в основном, поправками на то, что ваши персонажи — мелкие, вёрткие, пусть и не слишком умелые или сильные в открытом столкновении.

Несмотря на то, что наличие базовой книги правил по Миру Тьмы крайне рекомендовано, Innocent ещё более независима в этом плане, чем та же Changing Breeds: фактически, все правила по созданию персонажа есть в этой книге — и они довольно сильно отличаются от правил создания взрослого персонажа.

myxlf1lmzoq

Во-первых — и это уже немаловажно — нам напоминают, что физически (да и ментально) дети довольно сильно уступают взрослым. Например, максимальный показатель физической силы у ребёнка примерно соответствует среднему значению такового у взрослого — а это, в том числе, означает, что ребёнок просто не сможет справиться с теми угрозами, которым и взрослый-то не всегда может что-нибудь противопоставить. И речь идёт не только о физическом противостоянии — детская психика более хрупкая, хотя, возможно, и более гибкая, чем психика взрослого — испугавшийся чудовища ребёнок гораздо с меньшей вероятностью сойдёт с ума, чем взрослый в аналогичной ситуации (другое дело, что взрослый может определить в чудовище причудливую тень от куста боярышника).

Во-вторых, навыки детей, при внешнем сходстве, сильно отличаются от таковых у взрослых. Начнём с того, что количество очков, которое тратится на распределение между навыками при создании персонажа напрямую зависит от возраста ребёнка (пограничные цифры — 6 и 14 лет), и, соответственно, чем ребёнок старше, тем их больше. Однако стоит понимать, что высокий ранг в определённом навыке — это высокий ранг по сравнению с другими детьми, у большинства взрослых реальное владение таковыми навыками куда выше — не говоря уже о том, что, например, объём знаний у детей заметно ограничен рамками школьной программы. Впрочем, чтобы противостоять тому, с чем этим детям предстоит столкнуться, этого вполне достаточно — а если недостаточно, то, как уже упоминалось, не каждый взрослый с этим справится.

Мораль ребёнка также отличается от взрослого. Разумеется, все дети в той или иной степени жестоки, но немногие из них способны на убийство даже бешеной собаки в рамках самозащиты. Именно поэтому иерархия грехов здесь вращается вокруг намеренности действий. Замучить до смерти котёнка или щенка — плохо, но гораздо хуже делать это намеренно — и вокруг осознания этого факта, в том числе строится драма в этой игре. Что хуже — напасть на более слабого, или не предотвратить такое событие? Разбить весь бабушкин сервиз из-за случайности — или всего одну кружку, но намеренно, чтобы этим бабушку уязвить?

Вместо привычных для игроков в «Хроники Тьмы» Порока и Добродетели, у детей присутствуют Хорошие и Плохие Качества. К Хорошим Качествам относят храбрость, ответственность, честность, открытость, креативность, дружелюбие, щедрость и доброту, а к Плохим — трусость, лживость, бесшабашность, жестокость, безответственность, эгоизм, лень и гиперактивность. У каждого персонажа ярко выражены одно Хорошее и одно Плохое качество, и, как и у взрослых, они служат не только формированию личности персонажа и улучшению отыгрыша, но и позволяют восстанавливать Силу Воли.

Достоинствам (они же Мериты) посвящена отдельная глава, и, надо сказать, что большая часть из них или присуща только детям, или заметно отличается от своей «взрослой версии».Так, например, среди прочих присутствуют Амбидекстрия (одинаковое владение обеими руками), Стиль Боя (детская секция карате или частая практика на хулиганах на детской площадке), Любовь к Похвале (улучшение результатов проверки навыка, за своевременное использование которого персонажа хвалят), Домашний Любимец (не только защитник, но и объект опеки), и даже Чувство Сверхъестественного (позволяет определить, что с этим бледным улыбчивым дядей что-то сильно не так).

 

Стоит понимать, что Innocent – более командная игра, чем любая другая игра по Миру Тьмы. Дети уязвимы и не обладают большинством возможностей взрослых — в том числе и, например, финансами, превышающими деньги на проезд и обед в школьной столовой. Без взаимопомощи им не выстоять против тех тварей, что противостоят им — даже если это не кровожадные оборотни, а обычные пьяные подростки, решившие поглумиться над мелюзгой.

В книге дано достаточно рекомендаций по отыгрышу детей — и авторы признают, что это гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Тем не менее, приведённые в книге выдержки из трудов по психологии детства должны помочь с решением этой проблемы — и, в конце концов, это же игра, не стоит слишком уж впадать в детство!

Любая история хотя бы с малейшим налётом мистики (даже если эта мистика окажется иллюзорной) подходит в качестве основы для игры. Среди рекомендованной для вдохновения литературы есть и Стивен Кинг («Оно», «Салимов Удел»), и Джеймс Барри («Питер Пэн»), и Джоан Роулинг («Гарри Поттер» же). Истории про детей в Мире Тьмы — это истории о страхе — и истории о чуде. Ваши персонажи могут случайно столкнуться с поистине древним злом в виде старого вампира — а могут выступить в роли защитников последнего семейства пикси, обитающего у них в саду. Завязкой истории может служить что угодно, объединяющее персонажей — начиная от драки на школьном дворе и заканчивая побегом от жуткого клоуна, который ну очень сильно старается всучить вашим персонажа воздушные шарики.

В качестве дополнительных источников вдохновения, в книге описано много НИПов — как детей, так и взрослых, а также странные и страшные существа, являющиеся причудливой смесью фантазий и современных городских легенд. Ночные Страхи, принимающие облик чудовищных насекомых, человекоподобные Похитители Детей, утаскивающие неудачливых или непослушных детишек в подвалы, дабы сотворить с ними ужасные вещи, когтистые и клыкастые Ночные Сторожа, населяющие заброшенные склады и даже закрытые на ночь школы — каждое из этих существ само по себе может стать основой для истории — а может быть лишь обрамлением чего-то ещё более жуткого.

 

Отдельный интерес представляют собой приведённые в книге правила конвертации персонажей во взрослых — это сразу открывает простор как для долгих кампаний про взрослеющую группу юных борцов с чудовищами, так и для историй про столкновения с детскими страхами или погружениями в воспоминания. В руках опытного мастера такой инструмент, как возможность провести в рамках одной игровой сессии игру и про детей, и про взрослых, позволяет создавать воистину великолепные истории. Внедрять же взрослых как персонажей игроков в историю про детей (и наоборот), пожалуй, не стоит — хотя и такие сочетания (особенно, если «выпадающий» возрастом персонаж всего один) способны породить весьма интересные сюжеты.

 

Вспомните свои детские страхи, детские мечты, детские чаяния и амбиции. Innocent позволяет вам вновь пережить всё это — и оценить себя тогдашнего уже нынешним, повзрослевшим взглядом. В сущности, все настольные ролевые игры в той или иной степени выросли из детских игр — и теперь, повзрослев, мы снова играем в детей.