Ultima Forsan: Макабрическая Русь – обзор от Кейла Сандерса

Мне рассказывали, что, когда Бекмамбетов снял Ночной Дозор, в офисе Белых Волков (тогда ещё — просто Волков) собрались и долго выясняли: почему, мол, у нас такие плохие сапплементы по России, невероятно готичная же, оказывается, страна?

Макабрическая Русь в этом отношении — хороший сапплемент, годный. Я, после основного-то рулбука, был склонен доверять авторам, тем более что итальянцев консультировали люди компетентные и образованные, и книга оказалась весьма недурна — притом интересна, кажется, и русским, и иностранцам.

 

Ultima Forsan: макабрическая Русь

Моро Лонго, Джузеппе Ротондо

Для начала, в книге обозревается очень интересный период. Это — Русь даже до Ивана Грозного — Русь витязей и кощеев, при этом — Русь послекиевская. В то же время, это взгляд на период «извне», свободный как от набивших оскомину штампов, так и откровенно безграмотной клюквы.

Вообще, говоря о периоде, зомбиапокалипсис на Руси случился как нельзя вовремя –  1350 год, В Москве совсем недавно, но уже закончился Иван Калита, кругом рулят Тверь, рулят Новгород и Псков (Плесков, как он тогда назывался), Киев уже не совсем мать городов русских – но весьма значимая сила, словом – что я вам вашу же историю пересказываю, вы её лучше меня знаете. Словом, рост Московского княжества ещё толком не начался, татары пришли и ушли, местная власть ездит к ним за ярлыками, не очень спокойный, но последовательный рост, раннее средневековье.

Первое, однако, что стоит знать об альтернативности истории в пересказе итальянцев – на Золотую Орду и иго взгляд у них свой. Про татар вообще сделана оговорка в самом начале, что это – собирательное название для всех не-славян, живущих в эпсилон-окрестностях Великого Шелкового Пути. Ни про какие нюансы доапокалиптических взаимоотношений славянских правителей с татарами не говорится, оно и к лучшему. Исторические справки были бы излишни, а зачем нужна Золотая Орда, если есть орда мертвецов? По справедливости, тут они объединены в одну, но это отдельная история.

Итак: мертвецы пришли на Русь с юго-запада,  изрядно потрепанные драками с поляками и венграми, затем – отощавшие от земель неприветливых, лесов непролазных и народа сплошь сурового. В общем, как обычно. И этого, впрочем, хватило, чтоб съесть весь юг, местами – насмерть. Казань, Киев, Чернигов, Самара и Ростов стали городами скорби – напомню, такими, которые так и не удалось отвоевать. В то же время, Москву и Новгород на начало игровых событий вернули, отстроили и теперь там вполне сносная жизнь. Вот тут-то и вступают татары – в смысле те самые ребята, скопом названные татарами и жившие южнее, в менее непроходимых и неприветливых лесах, в смысле степях. Вообще, у меня создалось ощущение,  что Русь таким образом сделали ощутимо более космополитичной, что книге пошло только на пользу.

В целом же Русь оставлена краем нелюдимым и слабо заселённым. Места между феодами много, дорог – никаких, правда, цыган и прочих кочевников прибыло. И вот, говоря о кочевниках, мы возвращаемся к Золотой Орде. Мне, откровенно говоря, неясно, отчего реальная Золотая Орда вообще пострадала от мертвецов – мобильные кочевники, на лошадях, не замороченные модусом “не отдадим ни пяди родной земли” – что им-то делить с зомби? Но, имеем то, что имеем: всю степь Половецкую сожрали, и вскоре на земли Руси пришла новая Орда, “пропатченная и заапдейченная”, в смысле – мёртвая.

Эту Орду разбил некто Тамерлан. Взгляните по учебникам, если кто не помнит – он и в реальной-то истории был бравый дядька, но в миру Ультимы вполне претендует на роль если не Эльминстра, то как минимум Беккета – разве что в амплуа “вечного воителя”. Жестоко ущемленный ходячими мертвецами, он мстил им до конца жизни, по некоторым данным – продолжил и после этого конца, именно его войско, де-факто, спасло Русь, что осталась стоять после первой волны мертвецов. Земли к северу от Поволжья выстояли, Иван Грозный почти воцарился в Москве (он работает над этим), наступил 16 век, Россия встает с колен и потихоньку налаживает сотрудничество с западом.

 

Однако, довольно исторических экскурсов, это всё есть в книге. Что ещё там есть и чем Макабрическая Русь привлекательна? Не знаю, что в других, непереведённых, пока, книгах Ультимы, но Русь скорее расширяет понимание мира и его будущего, чем добавляет сугубо географического разнообразия. Нет, географии тоже хватает, книга делает из “диких и загадочных” земель к востоку от цивилизации своеобразное, жутковатое, но очень разноплановое и атмосферное место. Тут есть прогрессивный Плесков, местное окно в Европу, город состоит в Ганзейской лиге,  процветает наука, стоят сталелитейни, словом – почти восточная Флоренция. Город построен в центре пяти колец стен (кто сказал “Минас-Тирит?”), при этом он – научно-ремесленный центр местности, то есть, “технофентези” и ранний стимпанк играть нужно именно здесь.

Говоря об окне в Европу – тут есть Петербург. Точнее, Петербурга, конечно, нет (за неимением Петра) – но в устье Невы стоит черный замок Ниеншанц, возведённый Кальмарийским союзом. “Черный” – это приписка от меня, но очень, кажется, уместная: под стенами замка лежат десятки (десятки!) тысяч мертвецов, за счёт тел которых замок, собственно, и не провалился до сих пор в болотистую местную почву. Земля оттого временами сочится Чернилами, а в подвалах замка из-за стен слышны стоны мертвецов. И это всё на фоне промерзшей Ингрийской природы. Не знаю, как вы, а я ничего более дарк-фентезийного едва ли не со времён Глена Кука не встречал.

Разумеется, есть Москва “Третий Рим – раз уж первые два превратились в Города Скорби”. Это – мечта фанатов фентези “политического” – фракции, силы, противоречия, амбиции и планы по расширению территории, “Черные Волкодавы”-опричники на черных воронках, простите, вороных конях, будущий Иван Грозный, внук текущего государя со своими интригами, патриарх Макарий, основавший орден Иеромонахов (не западного образца рыцарский – но как знать?), послы всех европейских государств… Московия – бурлящий котёл, даже (особенно!) в условиях 16 столетия и зомби-апокалипсиса.

Я, кажется, опять начинаю пересказывать книгу, так что скажу ещё только о Матреге, я её в первой части обзора упоминал. Матрега – это город, “в реальной истории” известный под названием Тмутаракань (да, это реальное место, я вот не знал). Город расположен между Азовским и Черным морями, это такой себе Ультимафорсанный Сочи, или русский Гренадский Султанат – свободные нравы, мыслители, поэты, жаркое солнце, южный колорит, путешественники со всех краев Европы, “Всеобщее братство”,  но благодаря этому – тысячи сект, ложь и двуличие каждого.

На Руси (на Волге) можно играть в речных пиратов, можно в нередактированные русские сказки (те, в которых Баба Яга, поедающая ребенка – это даже не рейтинг ещё), можно в витязей, сражающихся с тьмой с востока…

И да, про тьму с востока: самое ценное в книге, мне кажется, это даже не ответ на вопрос “во что играть”, а ответ на вопрос “кто виноват и что дальше”. Не думаю, что книга раскрывает все секреты сеттинга, но здесь представляется Эрлик-Хан, претендующий на роль главного зла сеттинга (одного из, по меньшей мере), и немаловажно, что корни чумы мертвецов лежат где-то в Средней Азии. Об этом можно было бы догадаться и по корбуку, но в Макабрической Руси кошмар обретает плоть и выписан подробнее.  С большим количеством чернил, если вы понимаете, о чём я. И, так или иначе, если самые страшные кошмары лежат на востоке – кто первый столкнется с новыми химерами и монстрами? Как водится, русские!

И, на десерт, пару слов про генератор сюжетов. Кажется, это стало уже непременным элементом саважных книг, генерировать сюжеты на картах, но здесь генератор оформлен в виде… байки. Вот представьте: собрались вы с друзьями у костра, на шашлыки (как раз погода позволяет), и старый, седой ветеран Казанского похода начинает: “На берегу Меотийского моря живет янычар-отступник, носящий только черное, как говорят – чародей, или ведьмак, и он знает путь к затерянному граду Эрлик-Хана…” Пять случайных карт, и выходит совершенно своеобразная история. А ещё, для фанатов этого дела, выходит почти плейсет для Фиаско, бери и играй.

Резюмируя. Это сорсбук, играть без него в Ультиму можно, Ультима очень хороша, но вместе с Русью всё становится в разы интереснее. Продолжая аналогии с седьмым морем – у Ультимы региональная книга просто лучше. Возможно дело в том, что речь о родных и близких местах – но право, я давно не получал столько удовольствия от чтения книги (к вопросу о “клюквенности” vs аутентичности) и от предвкушения игры.